рейтинг
6
07.06.12
Ford Bronco 1971-2011Легендарный трофи-трак Big Oly: сорок лет спустя |
На сайте eBay Motors появился интереснейший автомобиль. За какие-то 535 тысяч американских долларов можно стать владельцем 2011/1971 Ford Bronco Parnelli Jones «Big Oly».
Это современный трофи-трак, то есть болид для бах. Но болид не совсем стандартный — он странновато выглядит. Квадратный силуэт, четыре фары, вогнутый капот и крыша в виде огромного антикрыла. Вам тоже показалось, что внешность трака загадочна? Значит, вы не американец, потому что в Америке все знают Big Oly.
Ford Bronco Big Oly 2011.
Ford Bronco Big Oly — легендарная машина, первый в мире болид, специально созданный для внедорожных гонок. Желтый Bronco с белой полосой, черным капотом и серебристым антикрылом вместо крыши — настолько же знакомая для американцев картинка, как синий дакаровский КамАЗ на коротком шасси с ниспадающим «фурой»-обтекателем для любого русского, или Porsche 911 в красно-синей расцветке Martini Racing для европейца.
К сожалению, у нас просто нет такой богатой автомобильной истории, как у американцев и европейцев, поэтому и такого явления, как «автомобиль-посвящение», у нас нет. В самом деле, не создавать же трибьют 412-го «Москвича» с ралли Лондон-Сидней 1968? Кто, вообще, помнит, как выглядел тот Москвич? Да и такого понятия, как «современный «Москвич», уже нет.
Ford Bronco Big Oly 1971 — легендарная машина, первый в мире болид, специально созданный для внедорожных гонок.
А вот в США регулярно появляются автопосвящения: то реплика Dodge Charger «General Lee» с флагом Конфедерации на крыше, то Ford Mustang GT500 — такой же, как в 1969, только современный, и так далее.
Таков и автомобиль-трибьют Big Oly 2011 — созданный сорок лет спустя, он выглядит так же, как оригинальный Big Oly, только длиннее и шире, ведь сейчас троф-траки должны быть именно такими. Давайте вспомним, каким был Bronco Big Oly 1971.
Предыстория
Родителями Big Oly были Парнелли Джонс и Билл Стропп (Parnelli Jones, Bill Stroppe). Парнелли — это один из самых известных гонщиков за всю американскую историю.
РодителямиBig Oly были гонщикПарнелли Джонс и владелец спортивной команды, производитель тюнинг-запчастей, Билл Стропп.
К семидесятым годам он уже был легендой, выиграв в 1963-м Indianapolis 500, а в 1967-м едва не приведя на первое место в Indy 500 болид с газовой турбиной вместо ДВС!
Парнелли гонялся вообще на всем — и на формулах, и на сток-карах, и на «кузовах». А за спиной его стоял Билл Стропп — владелец спортивной команды, производитель тюнинг-запчастей, дилер Ford, Mercury и других брендов.
В 1967-м Стропп предложил Джонсу поучаствовать во внедорожных гонках — Билл хотел рекламировать свою линейку внедорожного тюнинга. Именно тогда покатушки по грязи становились в США популярными. Вспомним — в 70-х появился и первый монстр-трак Боба Чэндлера (полная история Бигфута здесь).
Стропп взял гонщика «на слабо» — неужели, дескать, легендарный Парнелли боится бездорожья?Нет,Парнелли не боится!
Изначально Парнелли отказался — он вообще не слишком любил грязевые или пыльные гонки, предпочитая асфальт (а надо сказать, что в то время кольцевые гонки зачастую тоже проводились на грунтовых трассах).
Но Стропп просто взял гонщика «на слабо» — неужели, дескать, легендарный Парнелли боится бездорожья? Нет, Парнелли не боится! В январе 1968-го он вышел на старт Star Dust 7/11 — трофи-рейда по пустыне Невада. До финиша доехать не удалось — Джонс на полной скорости влетел в песчаную ловушку, разбив оба передних диска. И похоже, что ему это понравилось. Иначе как объяснить то, что Парнелли стал участвовать во всех внедорожных соревнованиях? Впрочем, все они заканчивались примерно одинаково.
Задачей Джонса и Строппа было довести до финиша машину целиком.Стропп пытался заставить Джонса пилотировать осторожнее.
Зал славы офф-роуд-гонщиков Off-road Motorsports Hall of Fame (кстати, Парнелли — один из семи человек, который удостоился чести быть упомянутым в этом музее, а всего он упомянут в шести залах славы!) так описывает манеру езды Парнелли: «Задачей Джонса и Строппа было довести до финиша машину целиком. Во время гонки Джонс «валил» на полной скорости до тех пор, пока не терял часть деталей, а Стропп потом во весь голос кричал на него, пытаясь заставить пилотировать осторожнее».
Привыкший к специально подготовленным трассам, Парнелли ехал в том же стиле и по бездорожью, не отпуская педаль газа на кочках и канавах. Обычно это кончалось отлетевшим колесом, порванным лонжероном, волочащимся глушителем, вытекшими амортизаторами, сломанными пружинами и так далее.
Джонс не собирался ездить осторожно, он не щадил машины. Именно благодаря этому на свет появился Big Oly.
И Джонс не собирался начинать ездить осторожно — он и на кольцевых трассах не щадил машины. Именно благодаря этому на свет появился Big Oly.
Рождение прототипа
Изначально Джонс гонялся на стандартном Ford Bronco, подготовленном в мастерских Строппа. В 1970-м году на смену ему пришла весьма интересная машина, так называемый Pony. Это был также Bronco, который делался на заводе, но специально для внедорожных гонок, по спортивной программе Ford — заднеприводный и максимально облегченный. На нем Парнелли наконец-то доехал до первой ступени пьедестала почета на мексиканской Baja 1000.
Но честолюбивому гонщику хотелось выигрывать не в своем классе, а в абсолюте. А для этого нужна была другая машина.
Прочности кузова и запчастей стандартного Bronco не хватало при экстремальных нагрузках, лестничная рама была тяжела, да и геометрия Bronco хороша для трофи, но не для ралли — коротыш с высоким центром тяжести был весьма опасен на бахах, которые уже тогда включали в себя трехзначные скорости на грунте и многометровые прыжки.
Прочности кузова и запчастей стандартного Bronco не хватало при экстремальных нагрузках, поэтому была сварена пространственная рама и на нее надет легкий кузов.
И тогда Парнелли Джонсу пришла идея — а что, если построить болид для бахи по такому же принципу, по какому создаются сток-кары для «Наскара»? То есть сварить пространственную раму и надеть на нее легкий кузов. Кроме того, что прочность такой конструкции намного выше, а вес — ниже, чем у стандартной машины, это дает возможность спроектировать мощную длинноходную подвеску, а также использовать любые необходимые двигатель и трансмиссию.
Он поделился идеей с ведущим инженером из команды Строппа — Диком Расселом. Идея Расселу понравилась. Как гласит легенда, первый набросок рамы Big Oly был нарисован Парнелли и Диком на салфетке в кафе. Работа началась.
Вес — ниже, чем у стандартной машины, что давало возможность использовать мощную длинноходную подвеску и любые необходимые двигатель и трансмиссию.
Однако делать все приходилось в секрете, в гараже Рассела. На помощь Строппа рассчитывать не приходилось — Билл в первую очередь был бизнесменом и гонки рассматривал как рекламу своих автомобилей. Пока в бахах выступал серийный Bronco, смысл вложений был ясен. Но как поможет продажам серийных «Фордов» сделанный с нуля прототип?
Так что первый в мире внедорожный прототип делался «на коленке». В начале 1970-х еще не существовало компьютерного проектирования, расчета рамы в инженерных программах и прочих вещей, без которых сейчас немыслимо создание спортивного автомобиля. Тем не менее, Дик знал свое дело — машина строилась по плану, пока… Стропп случайно не узнал об этом.
Первый в мире внедорожный прототип делался «на коленке».В начале 1970-х еще не существовало компьютерного проектирования.
Руководитель команды был в ярости — его лучшие люди сговорились, чтобы подставить его! Однако у Строппа хватило мудрости, чтобы не только не наказать Джонса и Рассела, а, напротив, перенести постройку прототипа в свои боксы и оплатить окончание работ!
Big Oly 1971
Рама была сварена из легированной стали. Кузов повторял очертания стандартного Bronco, но был шире на 10 см и длиннее. Вместо крыши инженеры решили поставить огромное алюминиевое антикрыло — оно должно было обеспечить прижимную силу и большую стабильность машины на максимальной скорости. Угол атаки антикрыла механически регулировался гонщиком из кабины в весьма широких пределах.
Передняя подвеска была сделана по «фордовскому» типу — двойные диагональные I-образные рычаги. Сзади — четырехрычажка с тягой Панара. На все колеса поставили по дополнительному амортизатору. Ходы подвески получились огромными — 30 сантиметров спереди и 25 сзади! В-многом именно это обеспечило успех Big Oly.
В задней оси — 9-дюймовый самоблокирующийся дифференциал Ford. Привод, разумеется, только задний. Машина могла нести 150 литров горючего, один бак стоял за сиденьем водителя, второй — в нижней части машины за задней осью, это помогало в развесовке машины.
Все тормоза поставлены дисковые, Hurst. В задней оси — 9-дюймовый самоблокирующийся дифференциал Ford. Привод, разумеется, только задний.
Двигателем выбрали классический Ford «Windsor» — V-образную «восьмерку» объемом 5,8 литров с карбюратором Holley и впуском Cobra — он выдавал 400 л.с. Трансмиссия — трехступенчатый «автомат» Ford C4, впоследствии замененный на C6 — легендарную КПП, до сих пор использующуюся дрэг-рейсерами.
Двигателем выбрали классический Ford «Windsor» — V-образную «восьмерку» объемом 5,8 литров с карбюратором Holley и впуском Cobra — он выдавал 400 л.с. Трансмиссия — трехступенчатый «автомат» Ford C4, впоследствии замененный на C6 — легендарную КПП, до сих пор использующуюся дрэг-рейсерами.
Машина могла нести на борту 150 литров горючего, один бак стоял за сиденьем водителя, второй — в нижней части машины за задней осью, это помогало в развесовке машины.
Впрочем, как минимум в первой гонке автомобиль ехал не на бензине, а на пропане!
Двигателем выбрали классический Ford «Windsor» — V-образную «восьмерку» объемом 5,8 литров с карбюратором Holley и впуском Cobra — он выдавал 400 л.с.
Еще одним новшеством стал бак с водой, установленный в салоне — пилот и штурман могли освежаться водой по ходу гонки! Кроме того, в салоне стояли амортизированные сиденья Bostrom, имевшие ход в три дюйма (в дальнейшем заменены на Taylor, которые являются стандартом и поныне).
Построенный прототип получил имя – «Crazy Colt», в честь спонсора, обеспечившего красно-белую раскраску. Затем спонсоры еще несколько раз менялись, пока в конце 1971 года не появились производители пива Olympia, которые дали Big Oly и его знаменитое теперь имя, и бело-желтую цветовую гамму.
Big Oly стал непобедим! Парнелли Джонс выиграл на нем абсолютный зачет в Baja 1000 1971 года, а затем еще множество внедорожных ралли в следующие 4 года.
Big Oly стал непобедим! Парнелли Джонс выиграл на нем абсолютный зачет в Baja 1000 1971 года, а затем еще множество внедорожных ралли в следующие 4 года. Причем зачастую в кресле штурмана сидел не кто-нибудь а сам Билл Стропп — руководитель и владелец команды.
В 1974 году Парнелли Джонс и Big Oly снялись в фильме «Угнать за 60 секунд» (в современном ремейке с Николосом Кейджем сцена с Bronco исчезла).
Ну а известная фотография с классическим Big Oly, летящем сквозь пыль, снята в 2007-м году, на юбилейной 40-й бахе, где Парнелли снова сел за руль своего Bronco.
Ну а известная фотография с классическим Big Oly, летящем сквозь пыль, снята в 2007-м году, на юбилейной 40-й бахе, где Парнелли снова сел за руль своего Bronco.
Зачастую в кресле штурмана сидел не кто-нибудь а сам Билл Стропп — руководитель и владелец команды.
Big Oly 2011
Маршалл Мардруга (Marshall Mardruga) — так зовут создателя нового Big Oly. История новой машины не ясна до конца. Похоже, что изначально Маршалл строил просто трофи-трак для участия в бахах, и в какой-то момент решил сделать его похожим на легендарный болид 40-летней давности. А затем так увлекся этим, что созданный трак стал в первую очередь трибьютом, а не спортивной машиной.
Создатель нового Big Oly Маршалл Мардруга возит его на выставки типа SEMA show и пытается продать, пока безуспешно.
И теперь участвовать на нем в гонках просто как-то совестно — настолько шикарно выглядит Big Oly`71. Маршалл возит его на выставки типа SEMA show и пытается продать, пока безуспешно.
В целом, новый Big Oly сконструирован по классическим для американского трофи-трака канонам. Пространственная рама и пластиковый кузов без дверей, широкий, длинный, относительно низкий и легкий — весь автомобиль весит лишь две тонны. Подвеска на двойных диагональных рычагах-швеллерах, обеспечивающая невероятные ходы — 24 дюйма спереди и 31 дюйм сзади, что дает возможность выдерживать многократные прыжки на огромной скорости.
В целом, новый Big Oly сконструирован по классическим для американского трофи-трака канонам.
Мощный восьмицилиндровый V-образный двигатель (723 лошадиные силы, если быть конкретным), автоматическая коробка передач с огромным гидротрансформатором, выдерживающим крутящий момент за 1000 Ньютон-метров.
Есть небольшие нюансы. Мардруга, как неспециалист, применил некоторые необычные решения — например, поставил четырехступенчатую коробку Powerglide, а амортизаторы (8 штук) использовал Bilstein Black — профессионалы так не делают.
Болид покрашен в аутентичной бело-желтой схеме, весит лишь две тонны.
Но главное — это, конечно, внешний вид машины. Во-первых, Маршалл сконструировал такую же дурацкую крышу-антикрыло. Во вторых, придал кузову некоторое сходство с классическим Bronco — формой колесных арок, капота, боковин. В-третьих, передок трака скопирован с того самого Big Oly — те же четыре фары, небольшой клюв кенгурятника, маленькая решетка радиатора.
И, наконец, болид покрашен в аутентичной бело-желтой схеме, причем Маршалл сделал покрытие «под никель» или «под бронзу» не только кузову, но и интерьеру, и даже деталям подвески — Big Oly выглядит идеально со всех сторон, даже снизу.
Интересная деталь — трофи-трак официально зарегистрирован как Ford Bronco 1971 года выпуска и имеет номера штата Калифорния!
Наконец, самая, пожалуй, интересная деталь — этот трофи-трак официально зарегистрирован как Ford Bronco 1971 года выпуска и имеет номера штата Калифорния! Похоже, Мардруга имеет неплохие знакомства в местных регистрационных органах…
Только на детали у создателя ушло 245 тысяч долларов, так что цена в 535 тысяч не кажется слишком завышенной. Но кто решится купить спортивный автомобиль, который настолько красив, что на нем жалко выезжать на старт? Разве что подождать еще сорок лет и участвовать на нем в щадящих ретро-ралли…
Автомобиль-трибьют Big Oly 2011, созданный сорок лет спустя, выглядит так же, как оригинальный Big Oly, только длиннее и шире, ведь сейчас троф-траки должны быть именно такими.
ВИДЕО
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (1)