БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ:
  • чт
    28
  • пт
    29
  • сб
    30
  • вс
    31
  • пн
    01
  • вт
    02
  • ср
    03
  • чт
    04
  • пт
    05
  • сб
    06
  • вс
    07
  • пн
    08
  • вт
    09
  • ср
    10
  • чт
    11
  • пт
    12
  • сб
    13
  • вс
    14
  • пн
    15
  • вт
    16
  • ср
    17
  • чт
    18
  • пт
    19
  • сб
    20
  • вс
    21
  • пн
    22
  • вт
    23
  • ср
    24
  • чт
    25
  • пт
    26
  • сб
    27
  • 28
  • пн
    29
  • вт
    30
  • ср
    01
  • чт
    02
  • пт
    03
  • сб
    04
  • вс
    05
  • пн
    06
  • вт
    07
  • ср
    08
  • чт
    09
  • пт
    10
  • сб
    11
  • вс
    12
  • пн
    13
  • вт
    14
  • ср
    15
  • чт
    16
  • пт
    17
  • сб
    18
  • вс
    19
  • пн
    20
  • вт
    21
  • ср
    22
  • чт
    23
  • пт
    24
  • сб
    25
  • вс
    26
  • пн
    27
КВАДРОЦИКЛЫ
КВАДРОЦИКЛЫ
НОВОСТИ ОБЗОР НОВОСТИ ОБЗОР
ЛИКБЕЗ
 
Запомнить
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
ЦИТАТЫ
БЛОГИ
ТЕХПАСПОРТ
НОВОЕ
Соревнования/Покатушки
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
Путешествия
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
ОБСУЖДАЕМ
СКОРО
 
КАЛЕНДАРЬ
АПР - МАЙ 2024
пнвтсрчтптсбвс
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 01 02
ПРИВЕТСТВУЕМ
НОВЫХ ЛЮДЕЙ
0
Россия, Москва
стаж в офф-роуде:  
0
Россия, Москва
стаж в офф-роуде:  
присоединился 23.09.21 | 11:51


рейтинг
6
07.06.12

Ford Bronco 1971-2011

Легендарный трофи-трак Big Oly: сорок лет спустя

Ford Bronco 1971 Big Oly
   
   
На сайте eBay Motors появился интереснейший автомобиль. За какие-то 535 тысяч американских долларов можно стать владельцем 2011/1971 Ford Bronco Parnelli Jones «Big Oly».
Это современный трофи-трак, то есть болид для бах. Но болид не совсем стандартный — он странновато выглядит. Квадратный силуэт, четыре фары, вогнутый капот и крыша в виде огромного антикрыла. Вам тоже показалось, что внешность трака загадочна? Значит, вы не американец, потому что в Америке все знают Big Oly.
Ford Bronco Big Oly 2011
Ford Bronco Big Oly 2011.
Ford Bronco Big Oly — легендарная машина, первый в мире болид, специально созданный для внедорожных гонок. Желтый Bronco с белой полосой, черным капотом и серебристым антикрылом вместо крыши — настолько же знакомая для американцев картинка, как синий дакаровский КамАЗ на коротком шасси с ниспадающим «фурой»-обтекателем для любого русского, или Porsche 911 в красно-синей расцветке Martini Racing для европейца.
К сожалению, у нас просто нет такой богатой автомобильной истории, как у американцев и европейцев, поэтому и такого явления, как «автомобиль-посвящение», у нас нет. В самом деле, не создавать же трибьют 412-го «Москвича» с ралли Лондон-Сидней 1968? Кто, вообще, помнит, как выглядел тот Москвич? Да и такого понятия, как «современный «Москвич», уже нет.
Ford Bronco Big Oly 1971 — легендарная машина, первый в мире болид, специально созданный для внедорожных гонок.
Ford Bronco 1971 Big Oly
Ford Bronco Big Oly 1971.
А вот в США регулярно появляются автопосвящения: то реплика Dodge Charger «General Lee» с флагом Конфедерации на крыше, то Ford Mustang GT500 — такой же, как в 1969, только современный, и так далее.
Таков и автомобиль-трибьют Big Oly 2011 — созданный сорок лет спустя, он выглядит так же, как оригинальный Big Oly, только длиннее и шире, ведь сейчас троф-траки должны быть именно такими. Давайте вспомним, каким был Bronco Big Oly 1971.

Предыстория

Родителями Big Oly были Парнелли Джонс и Билл Стропп (Parnelli Jones, Bill Stroppe). Парнелли — это один из самых известных гонщиков за всю американскую историю.
Родителями
Big Oly были гонщик
Парнелли Джонс и владелец спортивной команды, производитель тюнинг-запчастей, Билл Стропп.
Stroppe, Parnelli
Билл Стопп и Парнелли Джонс - создатели Ford Bronco Big Oly 1971.
К семидесятым годам он уже был легендой, выиграв в 1963-м Indianapolis 500, а в 1967-м едва не приведя на первое место в Indy 500 болид с газовой турбиной вместо ДВС!
Парнелли гонялся вообще на всем — и на формулах, и на сток-карах, и на «кузовах». А за спиной его стоял Билл Стропп — владелец спортивной команды, производитель тюнинг-запчастей, дилер Ford, Mercury и других брендов.
В 1967-м Стропп предложил Джонсу поучаствовать во внедорожных гонках — Билл хотел рекламировать свою линейку внедорожного тюнинга. Именно тогда покатушки по грязи становились в США популярными. Вспомним — в 70-х появился и первый монстр-трак Боба Чэндлера (полная история Бигфута здесь).
Стропп взял гонщика «на слабо» — неужели, дескать, легендарный Парнелли боится бездорожья?
Нет,
Парнелли не боится!
Parnelli
Парнелли Джонс - создатель Ford Bronco Big Oly 1971.
Изначально Парнелли отказался — он вообще не слишком любил грязевые или пыльные гонки, предпочитая асфальт (а надо сказать, что в то время кольцевые гонки зачастую тоже проводились на грунтовых трассах).
Но Стропп просто взял гонщика «на слабо» — неужели, дескать, легендарный Парнелли боится бездорожья? Нет, Парнелли не боится! В январе 1968-го он вышел на старт Star Dust 7/11 — трофи-рейда по пустыне Невада. До финиша доехать не удалось — Джонс на полной скорости влетел в песчаную ловушку, разбив оба передних диска. И похоже, что ему это понравилось. Иначе как объяснить то, что Парнелли стал участвовать во всех внедорожных соревнованиях? Впрочем, все они заканчивались примерно одинаково.
Задачей Джонса и Строппа было довести до финиша машину целиком.
Стропп пытался заставить Джонса пилотировать осторожнее.
Ford Bronco 1971 Big Oly
Билл Стопп в кабине Ford Bronco Big Oly 1971.
Зал славы офф-роуд-гонщиков Off-road Motorsports Hall of Fame (кстати, Парнелли — один из семи человек, который удостоился чести быть упомянутым в этом музее, а всего он упомянут в шести залах славы!) так описывает манеру езды Парнелли: «Задачей Джонса и Строппа было довести до финиша машину целиком. Во время гонки Джонс «валил» на полной скорости до тех пор, пока не терял часть деталей, а Стропп потом во весь голос кричал на него, пытаясь заставить пилотировать осторожнее».
Привыкший к специально подготовленным трассам, Парнелли ехал в том же стиле и по бездорожью, не отпуская педаль газа на кочках и канавах. Обычно это кончалось отлетевшим колесом, порванным лонжероном, волочащимся глушителем, вытекшими амортизаторами, сломанными пружинами и так далее.
Джонс не собирался ездить осторожно, он не щадил машины. Именно благодаря этому на свет появился Big Oly.
Ford Bronco 1971 Big Oly
Ford Bronco Big Oly 1971.
И Джонс не собирался начинать ездить осторожно — он и на кольцевых трассах не щадил машины. Именно благодаря этому на свет появился Big Oly.

Рождение прототипа

Изначально Джонс гонялся на стандартном Ford Bronco, подготовленном в мастерских Строппа. В 1970-м году на смену ему пришла весьма интересная машина, так называемый Pony. Это был также Bronco, который делался на заводе, но специально для внедорожных гонок, по спортивной программе Ford — заднеприводный и максимально облегченный. На нем Парнелли наконец-то доехал до первой ступени пьедестала почета на мексиканской Baja 1000.
Но честолюбивому гонщику хотелось выигрывать не в своем классе, а в абсолюте. А для этого нужна была другая машина.
Прочности кузова и запчастей стандартного Bronco не хватало при экстремальных нагрузках, лестничная рама была тяжела, да и геометрия Bronco хороша для трофи, но не для ралли — коротыш с высоким центром тяжести был весьма опасен на бахах, которые уже тогда включали в себя трехзначные скорости на грунте и многометровые прыжки.
Прочности кузова и запчастей стандартного Bronco не хватало при экстремальных нагрузках, поэтому была сварена пространственная рама и на нее надет легкий кузов.
Ford Bronco 1971 Big Oly
Ford Bronco Big Oly 1971.
И тогда Парнелли Джонсу пришла идея — а что, если построить болид для бахи по такому же принципу, по какому создаются сток-кары для «Наскара»? То есть сварить пространственную раму и надеть на нее легкий кузов. Кроме того, что прочность такой конструкции намного выше, а вес — ниже, чем у стандартной машины, это дает возможность спроектировать мощную длинноходную подвеску, а также использовать любые необходимые двигатель и трансмиссию.
Он поделился идеей с ведущим инженером из команды Строппа — Диком Расселом. Идея Расселу понравилась. Как гласит легенда, первый набросок рамы Big Oly был нарисован Парнелли и Диком на салфетке в кафе. Работа началась.
Вес — ниже, чем у стандартной машины, что давало возможность использовать мощную длинноходную подвеску и любые необходимые двигатель и трансмиссию.
Ford Bronco 1971 Big Oly
Ford Bronco Big Oly 1971.
Однако делать все приходилось в секрете, в гараже Рассела. На помощь Строппа рассчитывать не приходилось — Билл в первую очередь был бизнесменом и гонки рассматривал как рекламу своих автомобилей. Пока в бахах выступал серийный Bronco, смысл вложений был ясен. Но как поможет продажам серийных «Фордов» сделанный с нуля прототип?
Так что первый в мире внедорожный прототип делался «на коленке». В начале 1970-х еще не существовало компьютерного проектирования, расчета рамы в инженерных программах и прочих вещей, без которых сейчас немыслимо создание спортивного автомобиля. Тем не менее, Дик знал свое дело — машина строилась по плану, пока… Стропп случайно не узнал об этом.
Первый в мире внедорожный прототип делался «на коленке».
В начале 1970-х еще не существовало компьютерного проектирования.
Ford Bronco 1971 Big Oly
Ford Bronco Big Oly 1971.
Руководитель команды был в ярости — его лучшие люди сговорились, чтобы подставить его! Однако у Строппа хватило мудрости, чтобы не только не наказать Джонса и Рассела, а, напротив, перенести постройку прототипа в свои боксы и оплатить окончание работ!

Big Oly 1971

Рама была сварена из легированной стали. Кузов повторял очертания стандартного Bronco, но был шире на 10 см и длиннее. Вместо крыши инженеры решили поставить огромное алюминиевое антикрыло — оно должно было обеспечить прижимную силу и большую стабильность машины на максимальной скорости. Угол атаки антикрыла механически регулировался гонщиком из кабины в весьма широких пределах.
Передняя подвеска была сделана по «фордовскому» типу — двойные диагональные I-образные рычаги. Сзади — четырехрычажка с тягой Панара. На все колеса поставили по дополнительному амортизатору. Ходы подвески получились огромными — 30 сантиметров спереди и 25 сзади! В-многом именно это обеспечило успех Big Oly.
В задней оси — 9-дюймовый самоблокирующийся дифференциал Ford. Привод, разумеется, только задний. Машина могла нести 150 литров горючего, один бак стоял за сиденьем водителя, второй — в нижней части машины за задней осью, это помогало в развесовке машины.
Ford Bronco 1971 Big Oly
Ford Bronco Big Oly 1971.
Все тормоза поставлены дисковые, Hurst. В задней оси — 9-дюймовый самоблокирующийся дифференциал Ford. Привод, разумеется, только задний.
Двигателем выбрали классический Ford «Windsor» — V-образную «восьмерку» объемом 5,8 литров с карбюратором Holley и впуском Cobra — он выдавал 400 л.с. Трансмиссия — трехступенчатый «автомат» Ford C4, впоследствии замененный на C6 — легендарную КПП, до сих пор использующуюся дрэг-рейсерами.
Машина могла нести на борту 150 литров горючего, один бак стоял за сиденьем водителя, второй — в нижней части машины за задней осью, это помогало в развесовке машины.
Впрочем, как минимум в первой гонке автомобиль ехал не на бензине, а на пропане!
Двигателем выбрали классический Ford «Windsor» — V-образную «восьмерку» объемом 5,8 литров с карбюратором Holley и впуском Cobra — он выдавал 400 л.с.
Ford Bronco 1971 Big Oly
Ford Bronco Big Oly 1971.
Еще одним новшеством стал бак с водой, установленный в салоне — пилот и штурман могли освежаться водой по ходу гонки! Кроме того, в салоне стояли амортизированные сиденья Bostrom, имевшие ход в три дюйма (в дальнейшем заменены на Taylor, которые являются стандартом и поныне).
Построенный прототип получил имя – «Crazy Colt», в честь спонсора, обеспечившего красно-белую раскраску. Затем спонсоры еще несколько раз менялись, пока в конце 1971 года не появились производители пива Olympia, которые дали Big Oly и его знаменитое теперь имя, и бело-желтую цветовую гамму.
Big Oly стал непобедим! Парнелли Джонс выиграл на нем абсолютный зачет в Baja 1000 1971 года, а затем еще множество внедорожных ралли в следующие 4 года.
Ford Bronco 1971 Big Oly
Ford Bronco Big Oly 1971.
Big Oly стал непобедим! Парнелли Джонс выиграл на нем абсолютный зачет в Baja 1000 1971 года, а затем еще множество внедорожных ралли в следующие 4 года. Причем зачастую в кресле штурмана сидел не кто-нибудь а сам Билл Стропп — руководитель и владелец команды.
В 1974 году Парнелли Джонс и Big Oly снялись в фильме «Угнать за 60 секунд» (в современном ремейке с Николосом Кейджем сцена с Bronco исчезла).
Ну а известная фотография с классическим Big Oly, летящем сквозь пыль, снята в 2007-м году, на юбилейной 40-й бахе, где Парнелли снова сел за руль своего Bronco.
Зачастую в кресле штурмана сидел не кто-нибудь а сам Билл Стропп — руководитель и владелец команды.
Ford Bronco 1971 Big Oly
Ford Bronco Big Oly 1971.

Big Oly 2011

Маршалл Мардруга (Marshall Mardruga) — так зовут создателя нового Big Oly. История новой машины не ясна до конца. Похоже, что изначально Маршалл строил просто трофи-трак для участия в бахах, и в какой-то момент решил сделать его похожим на легендарный болид 40-летней давности. А затем так увлекся этим, что созданный трак стал в первую очередь трибьютом, а не спортивной машиной.
Создатель нового Big Oly Маршалл Мардруга возит его на выставки типа SEMA show и пытается продать, пока безуспешно.
Ford Bronco Big Oly 2011
Маршалл Мардруга - создатель Ford Bronco Big Oly 2011.
И теперь участвовать на нем в гонках просто как-то совестно — настолько шикарно выглядит Big Oly`71. Маршалл возит его на выставки типа SEMA show и пытается продать, пока безуспешно.
0@http://www.youtube.com/watch?v=yEpE4QLhmuE
 
В целом, новый Big Oly сконструирован по классическим для американского трофи-трака канонам. Пространственная рама и пластиковый кузов без дверей, широкий, длинный, относительно низкий и легкий — весь автомобиль весит лишь две тонны. Подвеска на двойных диагональных рычагах-швеллерах, обеспечивающая невероятные ходы — 24 дюйма спереди и 31 дюйм сзади, что дает возможность выдерживать многократные прыжки на огромной скорости.
В целом, новый Big Oly сконструирован по классическим для американского трофи-трака канонам.
Ford Bronco Big Oly 2011
Мощный восьмицилиндровый V-образный двигатель (723 лошадиные силы, если быть конкретным), автоматическая коробка передач с огромным гидротрансформатором, выдерживающим крутящий момент за 1000 Ньютон-метров.
Есть небольшие нюансы. Мардруга, как неспециалист, применил некоторые необычные решения — например, поставил четырехступенчатую коробку Powerglide, а амортизаторы (8 штук) использовал Bilstein Black — профессионалы так не делают.
Болид покрашен в аутентичной бело-желтой схеме, весит лишь две тонны.
Ford Bronco Big Oly 2011
Ford Bronco Big Oly 2011.
Ford Bronco Big Oly 2011
   
Но главное — это, конечно, внешний вид машины. Во-первых, Маршалл сконструировал такую же дурацкую крышу-антикрыло. Во вторых, придал кузову некоторое сходство с классическим Bronco — формой колесных арок, капота,  боковин. В-третьих, передок трака скопирован с того самого Big Oly — те же четыре фары, небольшой клюв кенгурятника, маленькая решетка радиатора.
И, наконец, болид покрашен в аутентичной бело-желтой схеме, причем Маршалл сделал покрытие «под никель» или «под бронзу» не только кузову, но и интерьеру, и даже деталям подвески — Big Oly выглядит идеально со всех сторон, даже снизу.
Интересная деталь — трофи-трак официально зарегистрирован как Ford Bronco 1971 года выпуска и имеет номера штата Калифорния!
Ford Bronco Big Oly 2011
Ford Bronco Big Oly 2011.
Наконец, самая, пожалуй, интересная деталь — этот трофи-трак официально зарегистрирован как Ford Bronco 1971 года выпуска и имеет номера штата Калифорния! Похоже, Мардруга имеет неплохие знакомства в местных регистрационных органах…
Только на детали у создателя ушло 245 тысяч долларов, так что цена в 535 тысяч не кажется слишком завышенной. Но кто решится купить спортивный автомобиль, который настолько красив, что на нем жалко выезжать на старт? Разве что подождать еще сорок лет и участвовать на нем в щадящих ретро-ралли…
Автомобиль-трибьют Big Oly 2011, созданный сорок лет спустя,  выглядит так же, как оригинальный Big Oly, только длиннее и шире, ведь сейчас троф-траки должны быть именно такими.
Ford Bronco Big Oly 2011
Ford Bronco Big Oly 2011.
Фото bajabronco.com, espn.go.com
5
Россия, Москва
стаж в офф-роуде:  
ВИДЕО
0@http://www.youtube.com/watch?v=oAY27Pc9VBs
ФОТО
Мне статья
понравилась
не понравилась

Записать в LiveJournal Поделиться ВКонтакте

Другие материалы о Ford Bronco (3)
КОММЕНТАРИИ (1)
Россия, Москва
Баллы
0
Респект американцам!!!
Написал 14.06.2012 | 00:32:17
 
 
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Имя *
E-mail
 
Оставьте адрес, если хотите получать еженедельную рассылку
Тема
Мнение *
Я хочу получать E-Mail о новых комментариях к этому материалу
Я прочитал и обязуюсь соблюдать правила сайта *
Введите текст, мы хотим удостовериться, что вы не робот
Обновить капчу
Готово
Зарегистируйтесь,
чтобы каждый раз не вводить цифры
В начало страницы

Партнерская ссылка
О проекте

Условия использования

Карта сайта
Размещение рекламы

Связь с редакцией

Нашли ошибку?
© 2009-2024, off-road-club.ru
Создание сайта off-road-club.ru

Регистрация СМИ
Эл ФС77-62706