рейтинг
1
Добавлено 29.05.17
Армения 2017По Армении на УАЗ Патриот: Открывая древнюю страну14.05.17 - 20.05.17
|
путешествие
Армения , Ереван — Гегард — Гарни — Кари — Севан — Татев — Хндзореск — Джермук — Ереван
Телефон: +7 926 210 16 61
E-mail: press@off-road-club.ru
Сайт: http://offroadclub.ru
|
Контактное лицо:
Михаил Рябинин
Сложность маршрута: легкое бездорожье
Количество дней: 6
Впервые с Арменией я познакомился на тестах обновленного УАЗ Патриот. Тогда двух дней оказалось слишком мало, чтобы древняя страна приоткрыла свои тайны, но достаточно, чтобы заболеть ей и захотеть вернуться. И вот мы снова прилетели в Ереван, и снова в аэропорту нас ждал УАЗ Патриот, с которым нам предстояло открывать Армению.
День 1: Монастырь Гегард и ущелье в Гарни
Несмотря на то, что Гегард уже давно стал туристической меккой, он не потерял своего величия и священной таинственности. Здесь нет ощущения туристического ширпотреба и прогулка по окрестностям или территории приносит спокойствие и умиротворение. Может быть потому, что по этой дороге больше ехать некуда.
В Гегарде я был в прошлый раз с официальным визитом, но в этот раз я открывал Армению не только для себя, но и для друзей, которые были тут впервые.
По дороге я рассказывал им то, что помню про монастырь, а отправив их на прогулку решил изучить монастырь с непривычного и еще незнакомого для меня ракурса — с неба.
В эту поездку я взял с собой дрон DJI и с его помощью оказалось возможно посмотреть на то, как выглядит монастырь Гегард с неба и подлететь поближе к пещерам, которые повисли высоко над головами туристов. Скажу, что для этого стоило приехать сюда второй раз.
В отличие от Гегарда храм в Гарни и остатки римских бань у меня лично вызывают чувство того самого туристического ширпотреба. На парковке тут же подбегает ушлый мужик с предложением дать ему денег за парковку, на входе стоимость билетов для иностранцев почти в десять раз дороже, чем для местных. А смотреть внутри буквально нечего.
Храм в Гарни и вообще все это место облачено древней историей, но от нее остались только рассказы экскурсовода, а для глаз есть лишь окруженная колоннадой серая и пустая комната, и руины бань. Место «культовое», но боюсь, что сделали его культовым именно туристические массы, а свою духовность и очарование оно давно растеряло.
Главное в Гарни — это ущелье с известным природным образованием названным «Симфония Камней». Спуститься в ущелье в хорошую погоду можно и на легковом автомобиле, но лучше выбрать внедорожник. Если пойдет дождь, то выбраться наверх на моноприводном автомобиле будет уже сложно.
Под «струями» застывшей лавы так и хочется поставить автомобиль и встать самому для фото, но это может быть опасно. Часть отколовшихся кусков камня попросту висит на волоске и могут упасть в любой момент. Путешествуя по ущелью, понимаешь, что эти камни падают — они тут и там лежат практически на дороге, а иногда и перекатываются через нее.
Вдоль ущелья течет красивая речка с кристальной водой. Вдоль нее жители близлежащих районов захватили себе участки земли и превратили их в «дачные участки». Повсюду места для пикников и (по словам местных) в хорошую погоду в выходные, сюда не пробиться.
По ущелью можно проехать несколько километров, проехать под храмом Гарни и выйти наверх по старой дороге, от которой остались следы асфальта, местами смытого временем и природой. Можно проехать и до самого конца, до водохранилища, если будет время и желание. А можно выехать верхней дорогой по хорошему асфальту и по старой дороге, с которой при должной погоде открывается прекрасный вид на Арарат.
День 2: Высокогорное озеро Кари и озеро Севан
Выезжая из Еревана в сторону горы Арагац можно закольцевать маршрут с заездом на высокогорное озеро Кари и финишировать на озере Севан. Вдоль озера множество отелей и мест для стоянки с палаткой. Главное, чтобы выдалась хорошая погода и не стартовать к вершине Арагаца слишком рано.
Дорога к озеру Кари открывается не раньше мая. Буквально за неделю до нашего приезда хозяин небольшой гостиницы и ресторана у озера Кари чистил дорогу, а до этого она была засыпана снегом.
Несмотря на теплую погоду внизу, озеро в мае еще стоит подо льдом, а высота снега местами превышает человеческий рост и может потягаться с не маленьким УАЗ Патриот.
По хорошей погоде двигаться по вершине горной гряды одно удовольствие. Весной вокруг цветут кроксы, открываются виды на заснеженные вершины, а до облаков можно дотянуться рукой. Немного портят вид вездесущие высоковольтные линии, как след цивилизации в дикой природе.
Надо быть осторожнее на разъездах со встречным транспортом. Он редкий, но все же бывает, а когда набегает туманное облако, то видимость падает почти до нуля.
Добраться до Кари можно практически на любом автомобиле. Местами асфальт разрушен и смыт, но аккуратно проехать не составит труда. Гораздо важнее достаточная тяга двигателя на подъеме и умение тормозить двигателем на спуске.
Если спускаться на тормозах, то можно легко перегреть их и оказаться в очень опасной ситуации на серпантине.
На обратном пути от Кари стоит сделать небольшой крюк и заехать к разрушенной крепости Амберд. Крепость стоит над сохранившимся храмом, а вместе они стоят над ущельем на узком каменном уступе. После Амберда мы уже держали путь на Севан, где была запланирована ночевка.
Погода на озере Севан капризная, как избалованная девушка. То ветер с ног сбивает, то тишина и теплое солнце. Мы были в не сезон, так что о купаться речи не было.
Вокруг озера много подъездов к воде, но увы чистотой эти подъезды не отличаются и мусорят отнюдь не туристы, а все больше местные рыбаки, бросающие пустые бутылки, остатки снастей и прочие аттрибуты.
На Севане тоже есть, что посмотреть кроме природы, если вы увлекаетесь религиозной архитектурой или историческими святыми местами.
От нашего отеля до монастыря Севанаванк было по прямой около километра. Программа храмов нам еще предстояло, поэтому до Севанаванка было решено тоже «слетать» с помощью дрона и посмотреть с высоты птичьего полета.
На Севане обязательно стоит попробовать «раковые шейки» — местный «люля» из раков. То, что это раки, не совсем понятно, но на Севане это считается фирменным блюдом. В остальном это, конечно, свежая и вкусная рыба, приготовленная на углях в специях. Если любите естественный вкус рыбы, то упомяните об этом и для вас приготовят рыбу без специй.
День 3: Туристический Татев и история пещерного города Хндзореска
Татевский монастырь известен любому, кто был или собирается в Армению. Однако, это больше еще одно место туристического ширпотреба.
Не в обиду местным жителям, но Татев превратили в чекпоинт для туристов. Нет ощущения умиротворения, которое ждешь от таких мест, а бойкая торговля весьма приставучих продавцов убивает последние эмоции.
В Татев стоит поехать для того, чтобы прокатиться на почти шестикилометровой канатной дороге «Крылья Татева». Стоимость проезда в переводе на рубли около 600 рублей в обе стороны.
Однако, для любителей серпантинов лучше ехать своим ходом, ведь в Татев поднимается шикарная дорога, пересекающая мост Дьявола с купелями с минеральной водой.
По пути в Татев с Севана вы будете двигаться по дороге через ущелье. Другой дороги нет, так что не ошибетесь, и не сможете проехать мимо сохранившегося Караван-Сарая XIII века.
Каменное строение когда-то принимало уставших путников, давая им отдохнуть при пересечении Селимского перевала. Перевал зимой труднопроходим и ехать по нему спокойно можно только с марта по ноябрь.
Гораздо интереснее посетить пещерный город Хндзореск — это настоящая история, которую можно не просто увидеть, но и услышать рассказы тех, кто родился и жил здесь тогда, когда это были не пещеры, а настоящий город.
Местные хранители делятся воспоминаниями и показывают фотографии. Это намного ценнее, чем прочитать историю в интернете.
Сейчас пещерный город Хндзореск это деревня наверху и пещеры на склоне, но когда-то эти пещеры имели стены, окна, двери, балконы и даже веранды. До 1920 года здесь жило 18 000 человек, было три церкви, школа и целых 7 парикмахерских.
В 50-х годах люди были вынуждены подняться наверх, где им дали только участки. Все стройматериалы поднимали наверх разбирая свои пещерные дома в течение нескольких лет.
Достопримечательностью Хндзореска является построенный энтузиастами подвесной мост. Мост построен вручную, за проход по нему не взимается плата и только на заборе висит ящик, куда можно бросить немного денег.
Местный хранитель моста Сергей (это имя проще для русского языка, а в реальности Севада), восстанавливает несколько домов в пещерах для туристов и до сих пор делает водку в самогонном аппарате, таком же, в котором делали водку 100 лет назад.
В пещерный город стало приезжать все больше туристов и для безопасности через день после нас должны были приехать службы МЧС для проверки моста.
Мост уже превратился в туристический объект и для его поддержания пора вводить небольшую плату, хотя в ящичек люди и кладут небольшие деньги. Прогуляться по мосту стоит потраченного времени, а для искушенных скоро можно будет переночевать в пещерном доме.
Попасть в пещерный город можно со стороны деревни Хндзореск, а можно не доезжая ее уйти на грунтовку и спуститься по лестнице в 400 ступеней. Самые отчаянные владельцы внедорожников могут спуститься прямо к мосту, но это не самый простой спуск и разъехаться со встречкой будет сложным квестом.
Естественно, мы спустились на автомобиле, чтобы не отказывать себе в удовольствии проверить еще один серпантин. Пусть не длинный, зато весьма затейный и заставляющий подключить полный привод и понижающий ряд для аккуратного и дозированного движения.
День 4: Джермук или остатки всесоюзной здравницы
Когда-то минеральная вода, да и само местечко Джермук соперничало с более известным Боржоми. Сейчас что Боржоми, что Джермук представляют собой грустное зрелище упадка уникальных мест, которые начинают восстанавливать, но до эпоха рассвета которых уже давно миновала.
Достаточно въехать в город, чтобы уже на въезде увидеть шикарные гостиницы и санатории, которые давно заброшены и уже не подлежат восстановлению.
В Джермуке много действующих гостиниц, которые находятся ближе к бювету с минеральной водой. С другой стороны и под скалой, больше ютятся заброшки, двери которых открыты, а окна чернеют выбитыми стеклами.
Пока еще место интересно своей атмосферой для тех, кто хочет ощутить чувство постапокалипсиса, например, прогулявшись по дорожкам рядом с заброшенным санаторием.
Что касается минеральной воды, то она вкуснее, чем в Пятигорске. Да простят меня жители этого почтенного города и родины СевКавТВ, но пить воду из бювета в Пятигорске я так и не смог.
Вероятно, она слишком лечебная для меня, а я все по минералке. Температура воды в бювете Джермука от 30 до 53 градусов, на все вкусы и потребности.
Достопримечательностей в Джермуке немного — это водопад, к которому можно прогуляться пешком, а можно съехать на автомобиле и минеральные источники в десятке километров от центра.
Однако, добраться до источников получится только в том случае, если вы приехали на хорошем внедорожнике, на хорошей резине и умеете ездить по большим камням. Иначе лучше арендовать внедорожник с водителем, которых здесь достаточно.
Как вы догадываетесь, мы рванули к источникам своим ходом. Единственное, что вызывало сомнения, это опасность повредить передний бампер о большие камни. Но за всю поездку у меня получилось задеть камень мостом только один раз, в остальное время я обруливал их довольно удачно.
Самое интересное, что свисающий бак, о который сломали копья эксперты на форумах, так ни разу и не задел о камень ни вниз, ни вверх.
Нашей большой ошибкой было отправиться к источникам под вечер. Долгий спуск с постоянными пешими разведками и медленным движением привел к тому, что проехав первый брод поняли, что времени купаться уже не остается. Начинает смеркаться и пора потихоньку разворачиваться, чтобы засветло подняться по опасной и сложной дороге, а не делать это в темноте.
День 5: Возвращение
В самом Ереване, наверно, тоже есть что посмотреть. Мы лишь прогулялись по Каскаду, посмотрели странные, но веселые скульптуры и отправились на Вернисаж, где я приобрел себе настоящий дудук.
Теперь соседи будут иногда слышать мои нелепые попытки научиться играть на инструменте, который называют плачем армянского народа.
Можно подытожить, что эта поездка намного информативнее мимолетного знакомства, но и она не позволила полностью насладиться и открыть для себя страну, длинна которой едва превышает 350 километров, а ширина не дотягивает и до 200.
Следующий выезд в Армению будет посвящен только оффроуду и, конечно, мы опять отправимся туда на автомобилях УАЗ.
ВИДЕО
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (0)