БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ:
  • пт
    22
  • сб
    23
  • вс
    24
  • пн
    25
  • вт
    26
  • ср
    27
  • чт
    28
  • пт
    29
  • сб
    30
  • вс
    01
  • пн
    02
  • вт
    03
  • ср
    04
  • чт
    05
  • пт
    06
  • сб
    07
  • вс
    08
  • пн
    09
  • вт
    10
  • ср
    11
  • чт
    12
  • пт
    13
  • сб
    14
  • вс
    15
  • пн
    16
  • вт
    17
  • ср
    18
  • чт
    19
  • пт
    20
  • сб
    21
  • 22
  • пн
    23
  • вт
    24
  • ср
    25
  • чт
    26
  • пт
    27
  • сб
    28
  • вс
    29
  • пн
    30
  • вт
    31
  • ср
    01
  • чт
    02
  • пт
    03
  • сб
    04
  • вс
    05
  • пн
    06
  • вт
    07
  • ср
    08
  • чт
    09
  • пт
    10
  • сб
    11
  • вс
    12
  • пн
    13
  • вт
    14
  • ср
    15
  • чт
    16
  • пт
    17
  • сб
    18
  • вс
    19
  • пн
    20
  • вт
    21
КВАДРОЦИКЛЫ
КВАДРОЦИКЛЫ
НОВОСТИ ОБЗОР НОВОСТИ ОБЗОР
СОБЫТИЯ
 
Запомнить
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
ЦИТАТЫ
БЛОГИ
ТЕХПАСПОРТ
НОВОЕ
Соревнования/Покатушки
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
Путешествия
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
ОБСУЖДАЕМ
СКОРО
 
КАЛЕНДАРЬ
ДЕК 2024 - ЯНВ 2025
пнвтсрчтптсбвс
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
ПРИВЕТСТВУЕМ
НОВЫХ ЛЮДЕЙ
0
Россия, Москва
стаж в офф-роуде:  
0
Россия, Москва
стаж в офф-роуде:  
присоединился 23.09.21 | 11:51
рейтинг
1
Добавлено 21.05.10

Мини-путешествие по Самарской Луке

15.05.10 - 16.05.10
Мини-путешествие по Самарской Луке
путешествие выходного дня
Россия, Самарская, Тольятти
Организатор: Клуб "АвтоТУР"
Сложность маршрута: легкое бездорожье
Количество дней: 1
Связка городов: Тольятти-Жигулёвск
Машины: Lada 4x4, Chevrolet NIVA, УАЗ, Jeep Cherokee
   
   

Там, где Волга делает излучину…


Самарская Лука 2010 г.

О парке

Самарская Лука – место, где в середине своего пути по европейской части России Волга как бы отрицает общепринятое мнение о себе как о спокойной равнинной реке. Изгибаясь в своём течении, она образует излучину – Луку. Проснувшиеся много веков назад внутренние силы вынесли на поверхность древнейшие каменноугольные и пермские породы, которые образовали Жигулёвские горы – жемчужину Самарской Луки.

По данным археологических раскопок первые осёдлые поселения людей появились на территории современного нацпарка ещё в бронзовом веке. Лука – место сплетения культур Востока и Запада, яркими представителями которых являлись племена финно-угров и сарматов.

Несмотря на приближенность к крупным населённым пунктам Самарской области (до Тольятти – 30 км, а Жигулёвск и вовсе находится непосредственно на территории нацпарка) Самарская Лука – место практически девственное и непознанное. И причин тому несколько. Во-первых, в области не развит внутренний туризм, а во-вторых, дорог на территории Луки практически нет. И понятно, что обе эти причины взаимосвязаны.
Карта Самарской Луки
Самарская Лука – место, где в середине своего пути по европейской части России Волга образует излучину – Луку.
Но нашим машинам, в отличие от туристических мерседесовских автобусов, шоссейные дороги не нужны, нам вполне хватает и направлений. Поэтому выходные назначены, экипажи собраны. Преимущественно участниками похода стали обладатели родной для наших мест LADA 4x4 («Нива»), а разбавили ряды «нивоводов» УАЗ, именуемый в народе «козлик», и гость заморский – Jeep Grand Cherokee.

По «этапу»

Поездка с самого начала носила культурно-просветительский характер, вследствие чего не было никаких ограничений по степени подготовленности автомобилей участников. Да и погода тогда стояла поистине летняя: уже в течение нескольких недель днем стабильно держалось около +35, с неба постоянно палило солнце. Но до последнего нас не покидала надежда на джиперское чудо в виде разжиженного бездорожья.
Самарская Лука 2010 г.
Первая же внедорожная «срезка» встретила нас высушенными грунтовыми дорогами.
Первая же внедорожная «срезка» встретила нас высушенными грунтовыми дорогами, на которых единственное, что нам удалось, так это хорошенько протрястись. Зато мы всего за час добрались до первого пункта назначения – Солонца.

Сосновый Солонец – небольшое село, находящееся достаточно близко к центру нацпарка и одновременно к трассе М-5. Еще в середине XVIII века через село проходили аналоги современной М-5: казачьи, скотопрогонные и торговые дороги, проложенные кочевниками. А затем Солонец стал и одним из участков Оренбургского почтового тракта, который начинается за несколько километров от населённого пункта, проходит через него и уходит прямиком в соседние Аскулы.
Самарская Лука 2010 г.
Сосновый Солонец – небольшое село, находящееся достаточно близко к центру нацпарка и одновременно к трассе М-5.
Оренбургский почтовый тракт шёл от Симбирска (ныне Ульяновска) по территории Самарской Луки и через водную переправу на левый берег Самары (та улица, по которой привозили почту, и была названа Симбирской, ныне Ульяновская). Для губернии тракт был главной дорогой, по которой осуществлялась связь с Москвой и провинциями империи. По территории Самарской Луки тракт «прошёл» через Жигули, Валы, Сосновый Солонец, Аскулы, Шелехметь, Новинки, Родниковое, Рождественно. Для того времени дорога считалась самой крупной: её ширина составляла 200-300 м, протяженность 320 км. Но после открытия 1 января 1855 года левобережного тракта, дорога Самарской Луки стала использоваться лишь для провоза заключенных «по этапу», в связи с чем там были построены тюремные лазареты и помещения для временного содержания заключённых.
Самарская Лука 2010 г.
Здания тюремного лазарета до сих пор стоят в Сосновом Солонце.
Здания тюремного лазарета до сих пор стоят в Сосновом Солонце: они расположены вдоль главной улицы села, так что проехать мимо них даже туристу-новичку не удастся. Строения заметно выделяются на фоне современных построек: приземистые, возведённые ровными квадратами, строгих линий и с маленькими окнами. По историческим сведениям весь комплекс был построен в 1882 году земством и включает богадельню, медицинский пункт, морг и арестный дом.
Самарская Лука 2010 г.
Здание церковно-приходского училища.
Нельзя не отметить еще два культурных памятника, находящихся в селе: здание церковно-приходского училища и усадьбу княгини Натальи Владимировны Долгорукой. Училище находится в непосредственной близости от лазарета и так же просматривается с дороги, единственное, что может помешать приметить его сходу, – дикие зелёные заросли, практически закрывшие стены. Деревянное здание было возведено в 1864 году как церковно-приходская школа, но вскоре преобразовывается в первое двухклассное церковно-приходское училище, где готовили педагогов для сельских школ Самарской Луки. Снаружи дом выглядит вполне хорошо сохранившимся, оценить постройку внутри нам не удалось: нижние окна забиты досками, а на дверях висят массивные замки.
Самарская Лука 2010 г.
Усадьба княгини Натальи Владимировны Долгорукой.
Появлением же в Самарской Луке княгини Долгорукой мы обязаны её замужеству в 1856 году, в качестве приданого к которому она и унаследовала усадьбу в Сосновом Солонце. Усадьба представляет собой просторное каменное здание, к которому ведёт дорога, предназначенная специально для въезда карет. При доме расположены конюшни, а также искусственный водоём и старинная аллея из липовых деревьев.

Самарская Лука привлекает внимание не только культуроведов, но и многих уфологов. Существует множество легенд о хозяйке Жигулёвских гор, о шишигах (здесь речь идёт не о ГАЗ-66, а об одушевлённых мифологических существах), обитающих в здешних лесах. Один из мифообъектов расположен также в Сосновом Солонце, и в отличие от многих других представлен видимым и вполне реальным дубом. Но вид у него действительно немного сказочный. По легенде, этот дуб является хранителем и исполнителем самых заветных желаний. По странному совпадению в одном с ним дворе проживает и самая пожилая в Самарской Луке жительница – ей более 100 лет…
Самарская Лука 2010 г.
По легенде, этот дуб является хранителем и исполнителем самых заветных желаний.
Еще одно место, окутанное легендами и преданиями, расположено по дороге из Солонца в Аскулы.

Тайны Богородского

Найти дорогу на Аскулы не так трудно: если заасфальтированная центральная улица Солонца уходит резко направо, то путь на Аскулы лежит прямо по накатанному грунтовому пути. Дорога опять же не доставила никаких затруднений, кроме жары: в сносном положении находились пассажиры ведущей машины и джипа, который был оборудован кондиционером, остальным же приходилось выбирать между духотой в салоне при закрытых окнах и пылью при открытых.

Перед самым въездом в село мы встретили свою первую и последнюю лужу на крутом подъеме из Сосново-Аскульского оврага. Овраг – это и есть очередное окутанное легендами место Луки, прозванное местными жителями «нехорошим». По преданиям, проживающая между сёлами Сосновый Солонец, Аскулы и Винновка Хозяйка Жигулёвских гор возводит здесь различные препятствия для путников, которых не хочет пускать в «сердце» своих владений. С гордостью для себя мы отметили, что были впущены весьма гостеприимно.
Самарская Лука 2010 г.
Село Аскулы.
Само село было основано около 1600 года звенигородским Савво-Сторожевским монастырём, с чем старожилы села и связывают религиозные явления, отмеченные в Аскулах (на некоторых дореволюционных картах село носило название Богородское).

При въезде в село перед нами предстал дом купца Чукина, богатого и зажиточного крестьянина прошлого века. Есть в доме, помимо богатого прошлого, строительная особенность. Так, здание состоит из кирпича и дерева, которые чередуются друг с другом на одной из стен.
Самарская Лука 2010 г.
Дом купца Чукина.
Всё село неровно поделено на улочки грунтовыми проездами. Одна из таких дорожек и увела нас из села дальше. Оставив позади изученные нами населенные пункты, мы встретились с серией крутых и затяжных спусков-подъемов в глуши леса, которые мы не могли не преодолеть, если хотели продолжить путь.

Проблемы со «взятием» первой горки возникли только у экипажа УАЗа. В качестве решения водитель высадил всех пассажиров и с лёгкостью оказался на вершине, где и встретил остальные экипажи, а через некоторое время и своих попутчиков.
Самарская Лука 2010 г.
Проблемы со «взятием» первой горки возникли только у экипажа УАЗа.
Конечно, заметно упростила нашу задачу погода. Если бы не жара, а неплохой дождик посетил бы Самарскую Луку, немногие из нас справились бы с препятствиями без блокировок и шин с хорошим протектором. Между прочим, дорога эта считается технологической и предназначена для автомобилей, обслуживающих ЛЭП. И если нам повезло, то как быть рабочим в дождливую пору, да ещё если на линии произошла не терпящая промедлений авария?! Конечно же, ехать! Все это привело нас к выводу, что энергетики – самые настоящие джиперы!
Самарская Лука 2010 г.
Дорога считается технологической и предназначена для автомобилей, обслуживающих ЛЭП.
По дороге мы любовались пейзажами за окном, которые постоянно менялись. Бескрайние равнины, покрытые цветущей растительностью, уступают густым лесам, не давая возможности насладиться всей радугой цветов и оттенков. За стеной вековых сосен трудно разглядеть каменистые склоны горы, которые неожиданно показываются из-за поворота.
Самарская Лука 2010 г.
Помимо уже привычной пыли, поднимаемой колесами, в воздухе носится толченая крошка щебёнки.
Но вскоре машины окружила белая завеса. Немного отстав от впереди идущей машины, понимаем, что помимо уже привычной пыли, поднимаемой колесами, в воздухе носится толченая крошка щебёнки. Сошлись во мнении, что скоро населённый пункт.

Ловля «зайцев»

Вскоре перед нами стали мелькать крыши домов и показался указатель «Шелехметь». Но перед тем, как въехать в село, нам предстояло сделать вынужденную остановку: нас поджидал УАЗ природоохранной инспекции, представитель которой ознакомил нас с действующим порядком проезда по территории национального парка, а также предложил приобрести билет на людей и автомобиль. Сделать это можно либо заранее в офисе Луки (Жигулёвск), либо «на месте» (билет стоит на 20 руб. дороже, итого 50 руб.). Обилетившись, мы уверенно въехали в село.
Самарская Лука 2010 г.
Обилетившись, мы уверенно въехали в село.
Шелехметь представляет собой вполне обычное село. Единственная историческая достопримечательность находится в 1,5 км к западу – гора и селище Ош-Пандо-Нерь. По историческим данным, тринадцать столетий назад на вершине этой горы была крепость, защищенная рвом, валом и частоколом. Однако жить постоянно в крепости было невозможно, и основным местом обитания было селище, раскинувшееся в Холодном овраге у подножия горы. Найти подтверждения этому нам помешал подходящий к концу световой день, так что подробное изучение достопримечательности решено было вынести в отдельную поездку.
Самарская Лука 2010 г.
Гора и селище Ош-Пандо-Нерь.
Дальнейший наш путь пролегал мимо населённого пункта Новинки, где непосредственно у плохо асфальтированной дороги расположился храм Успения Пресвятой Богородицы. Каменное строение было возведено ещё в 1811 году на средства графа В.Г.Орлова. Во всей архитектуре проглядывает провинциальный классицизм: входы и оконные проёмы декорированы скромно, но при этом храм производит неизгладимое впечатление. А петлицы на дверях сохранились ещё со времен возведения здания. Приятно было отметить и тот факт, что в настоящее время церковь не брошена, а является подворьем Заволжского Свято-Ильинского женского скита села Подгоры и восстанавливается.
Самарская Лука 2010 г.
Торновое, памятник серпу и молоту.
Через несколько километров мы въехали в Торновое, где нас встретил памятник серпу и молоту, возвышающийся на склоне прилегающего холма, прямо над селом. Как нам рассказал один из местных жителей, многие болезненно реагируют на факт существования достопримечательности и обращаются в администрацию Национального парка с просьбами демонтировать её.

Уйдя же направо от символики Советского Союза, мы вновь оказались на укатанной грунтовке, которая после нескольких десятков километров (34 км) и поворотов должна была привести нас вновь к цивилизации.

Привод полный, но разный

Дорога наша шла вдоль линии ЛЭП по равнине, но позже с двух сторон стремительно сошёлся плотный лесной массив, оставив узкий проезд, именуемый у местных жителей «урочище Гроб». Находясь меж монументальных «живых» стен, ты чувствуешь преимущество природы над маленьким, упёрто ползущим вперёд человеком. Конечно, с этим местом жители региона связывают немало легенд и мифов.
Находясь меж монументальных «живых» стен, ты чувствуешь преимущество природы над маленьким, упёрто ползущим вперёд человеком.
 
Через пару километров высохшей «гребёнки» мы остановились у хорошо накатанного поворота налево. Впереди был резкий спуск на равнину. Там нас ожидал кордон Чуракайка. В глубине оврага, чуть дальше кордона, расположена местность, на которой произрастают реликтовые растения, занесённые в Красную книгу и требующие особой заботы и внимания. Но мы ушли в другую сторону.
Самарская Лука 2010 г.
Склоны Жигулёвских гор и Большой Ширяевский грот («Медвежий»).
Вдоль Ширяевского оврага мы смогли увидеть красивейшие склоны Жигулёвских гор, покрытые пестрыми зарослями цветов, а также Большой Ширяевский грот, который по-другому называют «Медвежий». Пещера носит «животное» название не по причине обитания медведей, а лишь оттого, что шум растущих у входа сосен напоминают рык крупного существа. К гроту всех желающих ведёт крутая каменистая тропа.

Продолжить путь от пещеры нам помешало новое и весьма неожиданное препятствие – на слегка размягчённом грунте в колее «сидел» хэтчбек «Субару Импреза». Найти водителей мы не смогли, а вызволять самостоятельно сильно поврежденный автомобиль, да ещё и с автоматической КП мы не решились. Поэтому наша колонна объехала его по склону оврага и двинулась дальше, ожидая встретить горе-туристов в ближайшем насёленном пункте.
Самарская Лука 2010 г.
Неожиданное препятствие – на слегка размягчённом грунте в колее «сидел» хэтчбек «Субару Импреза».
Через два километра мы прибыли к Никольскому роднику, который был открыт в 1996 году туристами и вскоре стал одним из пунктов паломничества по святым местами и получил каменную часовню.

Здесь же мы встретили хозяев «Субару»: они за день до этого переправились из Самары до Рождественно, оттуда по нашему же маршруту из Торнового ночью доехали до Ширяево, отдохнули, а вот на обратном пути застряли. Мы отправили одну из наших «Нив» на спасение путешественников. Не успели мы спуститься с источника, как подъехал на «галстуке» «полноприводный» хэтч. А нас ждал финальный пункт нашей экспедиции – село Ширяево.
Самарская Лука 2010 г.
Никольский родник.

Бодрящий финиш

Ширяево основано ещё в 1628 году при царе Фёдоре Михайловиче и за свою историю сменило несколько названий: Ширяев Буерак, Ширяево, Ширяевка, Ширяевское и даже Богоявленское (после возведения в селе в 1894 году церкви, которая была разрушена ещё до 1940 года).

Село богато на легенды и исторические загадки о большом монастыре и сияющем кресте на склоне Монастырской горы. Однако наше путешествие закончилось, и мы рады, что это случилось в столь значимом и красивом месте.
Самарская Лука 2010 г.
Село Ширяево.
По серпантину дорог мы вернулись в город. По пути нас застал несильный дождь с выразительными тучами и завораживающими молниями.
Анастасия Костянова
Фото автора и Google Earth
5
Россия, Самара
стаж в офф-роуде:  
ФОТО

Записать в LiveJournal Поделиться ВКонтакте

КОММЕНТАРИИ (1)
Александр
Баллы
0
Минипутешествие по Самарской Луке
В целом хорошо.С удовольствием бы сам проехал по этому маршруту.
Написал 16.05.2011 | 11:51:36
 
 
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Имя *
E-mail
 
Оставьте адрес, если хотите получать еженедельную рассылку
Тема
Мнение *
Я хочу получать E-Mail о новых комментариях к этому материалу
Я прочитал и обязуюсь соблюдать правила сайта *
Введите текст, мы хотим удостовериться, что вы не робот
Обновить капчу
Готово
Зарегистируйтесь,
чтобы каждый раз не вводить цифры


КАТАЛОГ
 
Наши города
Выбор редакции
УАЗ Байкал 2020
Одним из подтверждений живучести «ядерной легенды» советского автопрома стал запуск «официального» кемпера на базе УАЗ СГР. Доработка автомобиля осуществляется компанией Люкс Форм.
УАЗ Буханка 2018, Тюнинг-Центр 4х4
Основной изюминкой очередного проекта Тюнинг-Центра 4х4 стали шины низкого давления АвтоРос, которые отличаются своими внедорожными характеристиками и не обламывают возможность проехать по асфальту.
В начало страницы

Партнерская ссылка
О проекте

Условия использования

Карта сайта
Размещение рекламы

Связь с редакцией

Нашли ошибку?
© 2009-2024, off-road-club.ru
Создание сайта off-road-club.ru

Регистрация СМИ
Эл ФС77-62706