БЛИЖАЙШИЕ СОБЫТИЯ:
  • ср
    03
  • чт
    04
  • пт
    05
  • сб
    06
  • вс
    07
  • пн
    08
  • вт
    09
  • ср
    10
  • чт
    11
  • пт
    12
  • сб
    13
  • вс
    14
  • пн
    15
  • вт
    16
  • ср
    17
  • чт
    18
  • пт
    19
  • сб
    20
  • вс
    21
  • пн
    22
  • вт
    23
  • ср
    24
  • чт
    25
  • пт
    26
  • сб
    27
  • вс
    28
  • пн
    29
  • вт
    30
  • ср
    01
  • чт
    02
  • 03
  • сб
    04
  • вс
    05
  • пн
    06
  • вт
    07
  • ср
    08
  • чт
    09
  • пт
    10
  • сб
    11
  • вс
    12
  • пн
    13
  • вт
    14
  • ср
    15
  • чт
    16
  • пт
    17
  • сб
    18
  • вс
    19
  • пн
    20
  • вт
    21
  • ср
    22
  • чт
    23
  • пт
    24
  • сб
    25
  • вс
    26
  • пн
    27
  • вт
    28
  • ср
    29
  • чт
    30
  • пт
    31
  • сб
    01
  • вс
    02
КВАДРОЦИКЛЫ
КВАДРОЦИКЛЫ
НОВОСТИ ОБЗОР НОВОСТИ ОБЗОР
СОБЫТИЯ
 
Запомнить
Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.
ЦИТАТЫ
БЛОГИ
ТЕХПАСПОРТ
НОВОЕ
Соревнования/Покатушки
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
Путешествия
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
баллов: 1
ОБСУЖДАЕМ
СКОРО
 
КАЛЕНДАРЬ
МАЙ - ИЮН 2024
пнвтсрчтптсбвс
22 23 24 25 26 27 28
29 30 01 02 03 04 05
06 07 08 09 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 01 02
03 04 05 06 07 08 09
ПРИВЕТСТВУЕМ
НОВЫХ ЛЮДЕЙ
0
Россия, Москва
стаж в офф-роуде:  
0
Россия, Москва
стаж в офф-роуде:  
присоединился 23.09.21 | 11:51
рейтинг
2
Добавлено 31.01.16

Варандей 2016

Варандей 2016: «Русский Север — русским машинам»

17.01.16 - 14.02.16
Варандей 2016
экстремальная экспедиция
Россия 
Организатор: Петр Груздев
Контактное лицо: Петр Груздев, «Группа ГАЗ»
Сложность маршрута: жесткое бездорожье
Количество дней: 3 недели
Связка городов: Санкт-Петербург — Тихвин — Череповец — Вологда — Тотьма — Великий Устюг — Сыктывкар — Ухта — Печора — Харьягинский — Варандей — Пижма (пост Лукойл) — Нарьян-Мар — Пустозерск (радиальный выезд) — Пижма (пост Лукойл) — Харьягинский — Печора — Ухта — Айкино — Усогорск — Лешуконское — Мезень — Пинега — Архангельск — Холмогоры — Плесецк — Каргополь — Пудож — Медвежьегорск — Петрозаводск — Пряжа — Сортавала
Машины: ГАЗ-22177 «Карелия», ГАЗ-27057, два ГАЗ-22171
Участники: Петр Груздев, Александр Груздев, Олег Смирнов, Владимир Шулояков, Александр Ершов, Евгений Павлов, Игорь Варников, Виктор Шейко, Андрей Фаробин, Михаил Рябинин, Илья Тихонович
 
 
Мысли всё ещё там, где редкие деревца в один миг исчезают открывая бесконечный простор Тундры. Сейчас, вернувшись из экспедиции «Варандей 2016» и, сидя в теплом кресле в Москве, собрать воедино блуждающие в голове воспоминания кажется невыполнимой задачей. То всплывает в памяти ночная пурга, то пугающий своей красотой красный закат. Я даже не уверен, что все это было наяву. Настолько отключаешься от всего мира, чтобы погрузиться в суровое спокойствие вечной мерзлоты...
Не хочу восхвалять себя или друзей, с которыми шли плечом к плечу. Мы — простые люди, которым Великая Тундра разрешила проехать там, где в прошлом году не получилось.
Варандей 2016
Гулять по снегу вдали от зимника не лучшая идея. Проваливаешься под снег по колено и выше, а говорят, что снега мало.
Духи были благосклонны к нам. Может быть потому, что наши намерения были лишены гордыни и лицемерия. Сейчас, погружаясь в свежие воспоминания, я все больше убеждаюсь в этом, понимая, что мы действительно прошли весь маршрут так, как будто за нашей спиной неотрывно шёл кто-то, кто оберегал, помогал и предостерегал.
Экспедиция "Варандей 2016" для меня закончена, как закончена и для нашего славного экипажа, состоящего из Евгения Павлова, Константина Гусева и Александра Фрея. Я вернулся в оттаивающую столицу, а три Соболя перевалили за экватор маршрута и продолжают путь к Мезени и дальше в сторону Карелии с заменившими нас Татьяной Елисеевой, Еленой Правдиной, Константином Якубовым и Максимом Сергеевым.
Мне же остается попытаться воспроизвести все то, что было или могло быть, в меру возможностей памяти и воображения.

В чем смысл, брат?

Экипажи стартовали от Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге под полуденный залп орудия. В силу необходимости быть в Москве, мне предстояло присоединиться ко всем только в Усинске и до этого следить за движением колонны и отсчитывать часы до встречи.
Варандей 2016
Верхушки кустов выглядывают из-под снега и в закатном солнце особенно хороши. А вот когда застреваешь в них на целине, они становятся настоящим проклятием.
Громкое и избитое определение «экспедиция» было дано не для красного словца — в задачи участников входило несколько задач, которые необходимо было выполнить по-большей части именно на маршруте Усинск — Варандей — Нарьян-Мар.
Основной задачей стала разведка и прокладка арктического туристического маршрута. Это означало, что необходимо не просто проехать и записать трек, а обозначить все особенности маршрута: влияние погодных условий, изменения сложности и дорожной обстановки, точки привязки и ещё целый список заданий.
В итоге будет сформирован готовый маршрут и рекомендации для самостоятельных путешествий и организации коммерческого туризма при поддержке администраций и в партнерстве с бизнесом регионов.
Варандей 2016
Саша Фрей немного «достал» всех необходимостью делать дубли и снимать всё и часто, но мы терпели все невзгоды ради результата.
Продукт для широкого круга энтузиастов автомобильных путешествий, а не единичных опытных представителей, способных самостоятельно разрабатывать собственные маршруты.
Экспедиция «Варандей 2016» получила девиз «Русский Север — Русским Машинам». В число основных задач входило испытание бензиновых и дизельных автомобилей ГАЗ Соболь 4х4 различной компоновки для прохождения арктических спортивных маршрутов и эксплуатации в условиях низких температур и нетрадиционных для средней полосы России дорожных условий.
И, конечно, не стоит забывать, что любое путешествие — это фотографии, видео и рассказы, которые помогут лучше узнать и открыть далекие уголки России и мира тем, кто не сможет отправиться в путь, чтобы увидеть все самостоятельно.
Варандей 2016
Официальный старт этапа из Усинска. Члены экипажей из Карелии, Петербурга, Твери, Нижнего Новгорода и Москвы. Костя приехал прямо из Чечни.

Усинск: начало отсчета

Снега в Усинске мало — за сугробами еще видны автомобили на дороге, вот когда не будет видно, значит много снега, — рассказывает нам местная девушка. Мы стоим мерзнем, а ее маленький ребенок с разбега прыгает в снег.
Усинск расположен почти у самой границы Коми и НАО. Городок мал, но суров — водитель нам рассказывает о вертолете Ми-6 стоящем в детском парке и мы бежим его снимать. Оказывается, — внутри биллиардная. Суровые дети сурового края. И что там — с разбегу в снег. Мелочи.
Заметённые машины, заметаемые тени людей идущих по тротуарам, но нет мрачных лиц и все готовы отвечать на вопросы, рассказывать нам, что посмотреть. Так добираемся до памятника комару. Лучше бы это был памятник последней твари, но увы, скоро лето и скоро их армия восстанет из Ада болот.
Варандей 2016
Памятник Комару в Усинске заботливо украшенный на зиму жителями.
Варандей 2016
Сложно представить, что могут быть сугробы такими, чтобы не видно было машин. Но местным поверили.
Варандей 2016
В детском парке развлечений нас огорчило отсутствие возможности прокатиться на карусели. Может, откопать ее?
В городе много света. Город украшен световыми фигурами, ледовыми фигурами, горят фонари, вместо фонтана яркая гирлянда. В условиях зимы и почти полярной ночи по-другому нельзя. Иначе это будет не город, а зона отчуждения и люди станут другими.
Утром встреча с прессой и уходим из цивилизации. На ближайшие несколько дней нашим домом становится красный Соболь с подключаемым полным приводом и дизельным двигателем Cummins. В последнее время мне везет на выезды на отечественных дизельных автомобилях и буквально только что вернулись с «Северного Маршрута 2016».

Варандей: первая ночь

Зимник местами напоминает европейский автобан, только под колесами не асфальт, а чистый лед. Здесь не укатывают снег, а разливают воду и прикатывают её намораживая слой за слоем.
Варандей 2016
У бензинового Соболя Петра Груздева стоит дизельная автономка. На заправке смотрят косо, когда он льет топливо в бак под капотом.
Есть очень узкие и опасные разъезды, но это не Подмосковье и здесь отсутствие взаимоуважения и осторожности может означать смерть. Перед проходом каждого опасного участка или ямы осматриваешься, по-очереди пропускаешь встречный транспорт. Стартовав одновременно, остановиться на ледовом спуске будет уже невозможно, а это значит сход на целину и закрытый проезд для всех. В лучшем случае.
Кажется, что мы едем уже половину ночи, но на часах едва ли вечер. Полярная ночь вызывает гнетущее чувство и биологические часы начинают путаться. Мы — летучие мыши живущие в темноте, но человеку свойственно адаптироваться и уже скоро постоянные сумерки мы перестанем замечать.
Едем медленно. Наш оператор Александр постоянно просит остановиться, сделать проезд, еще один, еще один. Он отвечает за фильм о маршруте, а мы начинаем задумываться о способах надежного связывания человека канцелярским скотчем и других способах безопасного лишения его способности двигаться. Но — терпим. Фильм стоит того, чтобы терпеть.
Варандей 2016
Недостроенный мост — отличная локация для съёмки постапокалитического фильма о будущем ледниковом периоде.
Надолго зависаем у недостроенного моста. Его огромный хребет, словно останки исполинского чудовища выхватывают из темноты фары проезжающих грузовиков. Даже при малом уровне снега достаточно шагнуть несколько раз от зимника и начинаешь проваливаться по колено и глубже. Самое время для испытаний экипировки и выносливости фототехники.
Погода меняется очень быстро. Час назад ещё можно было легко гулять около автомобилей, а сейчас открывая дверь приходится держать её, чтобы не вырвало вместе с петлями. Стоять лицом к ветру невозможно — холодно, а колкий снег добавляет остроты ощущениям.
Ночевать будем на посту Пижма. Ставим машины по ветру, упирая в снежный бруствер. Температура не очень низкая, поэтому жечь топливо заведенными двигателями нет надобности. Обойдемся внутрисалонными автономными воздушными отопителями.
Варандей 2016
Пересекаем Полярный Круг и традиционное фото у стелы.
Это первая ночевка и попытка привыкнуть к формату путешествия. Нас четверо вместо троих и это сразу начинает давать минусы к комфорту и организации быта. Приходится идти на ухищрения и на ходу придумывать алгоритм всех действий, начиная разогревом еды и заканчивая приготовлениями ко сну.
Пока Костя с Сашей укладываются на королевский спальник, организованный в багажнике, мы с Женей гуляем на ветру, организовывая защитный бруствер из снега и подручных материалов, закрывая дно автомобиля от продувания. Это не так важно сейчас, но хорошая тренировка на случай, если погода сильно изменится и похолодает.
На улице постоять всем вместе не получается. Слишком ветрено и холодно для променада. Все сидят по машинам, обсуждают завтрашний день и пьют горячий чай. Залезаем в арктические спальники выдерживающие мороз до -40 и отправляемся в царство Морфея.
Варандей 2016
Небольшая стенка из снежных блоков и подручных материалов защищает дно от продувания. В машине становится теплее. В холода надо делать стенки больше.

Варандей: граница от граждан

Утром перед нами открывается бескрайняя Тундра, по которой петляет ледяной зимник в никуда. Нам туда. На следующем посту будет ждать вездеход Трэкол ведомственной службы БДД. Он будет нас сопровождать до Варандея и обратно.
Если кто-то скажет, что Тундра пуста и безжизненна, этот человек никогда не был в ней. Тундра похожа на пустыню в которой кипит жизнь. Надо только уметь её увидеть.
Вон там замер белый песец. Он совсем не боится нас и кажется занят своими делами, но, освещенный прожекторами, решает скрыться в тень. Позже будет кто-то темно-серый в свете фар. Собака? Откуда ей взяться в 150 км от цивилизации? А может лиса-чернобурка или редкий серый песец. Хочется верить, но это уже не важно, впереди Варандей.
Варандей 2016
Прибыли на край земли — пос. Варандей. За спиной начинается прибрежная полоса Баренцева (Печорского) моря.
Ждали, что въедем в сказку, а получилось, что приехали к современным модульным постройкам общежитий вахтового типа и административно-хозяйственных зданий. Соболя выстраиваются в линию с Трэколом и гусеничным вездеходом. Он как бы напоминает, что мы дошли сюда слишком легко и бывают времена, когда только он и вертолёт могут добраться до «большой земли».
Не успеваем въехать в поселок, как оказываемся в лапах пограничной службы. Это мерзкая особенность присущая России и некоторым другим странам. За что боятся — непонятно. В той же Норвегии пограничный столб стоит посреди озера, а к нему привязываются лодки рыбаков вместо якоря. В России всё боятся, что убегут, скроются с тайнами и секретами «Рейха».
Варандей 2016
Колесный Трэкол сопровождал нас на зимнике, а гусеничный вездеход, видимо, ждал, что придется нас тащить к цивилизации.
Самое грустное в этой истории, что все участники — граждане России, которые пользуются правами предоставленными статьей 27 Конституции страны. Более того, разрешение было получено, но должно было прибыть на место вертолетом только на следующий день.
В итоге, получаем предупреждение и остаёмся с протоколами. У нас теперь есть документальное подтверждение посещения Варандея и наш нос по ветру, а настроение выше бюрократии и социалистических маразмов — мы дошли.
Ночуем на берегу Печорского или привычнее Баренцева моря. Уткнулись в насыпанную тракторами гору снега. Женя по-привычке продолжает тренировки по засыпанию автомобиля снегом и защищает дно от продувания ветрами, пытаясь найти повод, чтобы задержаться на улице — мы получили предупреждение о белом медведе в полутора километрах.
Варандей 2016
Ночевка на берегу Баренцева моря. И снова тренировка по выстраиванию стенки под бампером автомобиля от Павлова.
Варандей 2016
От нежеланных гостей заброшенный старый Варандей охраняют «злобные псы из Преисподней».
Надо ли говорить, что с утра первый на улицу выбежал именно Женя в надежде увидеть того самого белого медведя, но нашел только местную собаку, сторожившую наш сон в ожидании паштета. Свою утреннюю пайку пёс получил, а Женя расстроился, что сторож слишком хорошо выполнял свои обязанности и медведь не пришёл.

Варандей: забытые среди людей

Современный Варандей разделён на вахтовый посёлок, появившийся вместо посёлка геологов и старого посёлка, насильно расселенного и закончившего официальное существование в 1996 году. Существовавший не одну сотню лет посёлок, когда-то большой и имевший собственный рыбоперерабатывающий цех, в один миг был признан аварийным, а его жители подлежали расселению.
Интересы бизнеса довлеют над интересами коренных жителей. Обвиняем американцев в захвате территорий у индейцев, а сами ничуть не лучше чем захватчики Западной Железной Дороги. Жители смогли отстоять посёлок, но обещания нефтедолларовых магнатов о создании рекреационной «дачной» зоны так и остались обещаниями.
Варандей 2016
Светлана Григорьевна показывает нам памятный знак, поставленный после расселения поселка Варандей.
Варандей 2016
Кунг с генератором заметён снегом. Генератор не работает и ходить туда нужды нет.
Кругом заброшенные вымороженные дома и хозяйственные постройки. На фоне всего этого сюрреалистично смотрится одинокая женщина, откапывающая из-под снега дрова. Оказалось, это один из двух оставшихся жителей несуществующего поселка. Чупрова Светлана Григорьевна и её муж живут в отрыве от цивилизации не имея ни электричества, ни возможности что-то изменить.
Долго стоим разговариваем. На глазах Светланы Григорьевны наворачиваются слезы. Просит рассказать кому-то наверху, что им отказывают даже в подключении провода для света. Генератор, от которого работал свет, поломался и теперь нет возможности посмотреть телевизор.
Почему-то сразу подумалось, что с телевизорам им было лучше жить, ведь по первому каналу рассказывают, что в стране все замечательно.
Варандей 2016
Заброшенная техника, оставшаяся в поселке. Её даже на металлолом вывезти невозможно, а использовать — некому.
Сложно говорить, не зная всей информации, но право тех, кто хочет жить на своей земле, а не уезжать из родных мест должно быть защищено. Тем более, защищено от интересов бизнеса. Эх, кинуть бы шапку с размаха на пол, да шапки на голове нет...

Варандей: пристань погибших кораблей

Белый Соболь Петра Груздева лежит на мостах, провалившись в глубокий снег. Там, где только что легко прошёл Трэкол, тяжелый Соболь на узких шинах режет наст и проваливается. Впервые за путешествие разматываем динамические стропы. Так начинался оффроуд.
Добравшись до промежуточной цели экспедиции — поселка Варандей — надо как-то обозначить это событие общей фотографией с нашими верными автомобилями. Лежащие на мели останки сухогруза и ушедший под лёд буксир — лучший задний план для снимка. Дальше только море. Дальше только платформа «Варандей» и еще дальше «Приразломная».
Варандей 2016
Вмерзший в лед буксир и брошенный на мели сухогруз как памятники былому величию поселка. Раньше порт тут бурлил жизнью.
Варандей 2016
Первый оффроуд для Соболей при попытке пробиться к причалу старого Варандея.
Пока питерский экипаж эвакуирует из снежного плена автомобиль клуба «Сортавала 4х4», наш Соболь «топчет» снег в обход опасного места, пробиваясь к причалу. Дизельный двигатель Камминс подходит для этих целей намного лучше бензинового и позволяет прокладывать путь остальным более уверенно в отличие от бензиновых. Зато в бензиновых теплее, но об этом позже.
И вот все три Соболя стоят багажниками к морю, а экипажи разворачивают флаги. Впереди ещё половина пути, но почему-то уже немного грустно. Петр Груздев сетует, что в этот раз препятствий почти не было и что дошли слишком легко.
Главное, что дошли и пусть это для кого-то обыденные дороги для доставки нефти из точки «А» в точку «Б». Для нас это цель. Достигнутая цель и то, что Боги и Духи были на нашей стороне только подтверждает — мы здесь в свое время.
Варандей 2016
Промежуточный финиш экспедиции «Варандей 2016» в старом порту старого поселка Варандей. Общее фото на память.

Варандей: метеостанция дает добро

Где у вас рубильник, включающий Северное Сияние? — шутим. Всю нашу компанию пригласили на метеостанцию согреться.
Продукты на станцию доставляются ледоколом, но нас сытно накормили по-домашнему и напоили горячим чаем с печеньем.
Сотрудники метеостанции круглосуточно следят за всеми изменениями погоды, за состоянием льда и с точностью связного диверсионной группы в тылу противника передают данные в центр. Дальше работа аналитиков, которые сообщат все необходимое в гидрометеослужбы.
Варандей 2016
Исследования на предмет применения Соболиной силы вместо оленьей прошел успешно. Данные зафиксированы и запротоколированы.
Жизнь на метеостанции не сахар. Вода в тепле в бочках. Топливо для снегохода и дизельного отопления на улице. Снег заметает тропинки, а на столе в рабочем кабинете стоит старенький бинокль. Почему-то именно он запомнился мне больше всего. А ещё заметенный китайский Ховер.
Удивительное дело, встретить на Русском Севере, в мире УАЗов и грузовиков детище китайского автопрома. Но китайцы сюда проникли довольно плотно и многие успешно эксплуатируют их в условиях низких температур. Теперь на Север все больше проникает и автомобилей ГАЗель, например, инспекторы ГИБДД ездят по зимникам именно на них: тут тебе и офис, и пространство для работы и бесед с нарушителями.
А мы снова ставим Соболя по ветру и готовимся к ночёвке. К третьей ночи в автомобиле все приготовления ко сну проходят на автоматизме. Каждый знает, куда уложить вещи, багаж и в какой очередности занять свое место. Мы превращаемся в биороботов, четко выполняющих заданную последовательность действий.
Варандей 2016
Гостеприимный ужин на метеостанции Варандей.
Удивительным образом Соболь 4х4 с низкой крышей оказался полностью пригодным для ночевки четырёх человек. Двое укладываются на организованное в багажнике спальное место с настоящим матрасом. Один — на задний ряд сидений и один — на передний. Ширина автобуса позволяет вытянуться почти в полный рост даже мне, с ростом 192 см.

Харьяга: Духам не нужен iPhone

Харьяга — это цивилизация. Здесь есть заправка, придорожная столовая с горячим супом, связь и передвижной пост ГИБДД. Нас даже остановили для проверки документов. Скорее всего узнать, что за странные автобусы выползли с месторождений.
Варандей 2016
Один неосторожный спуск по лёгкому склону и грузовик не может вытащить даже мощный трактор дорожной службы.
Чуть раньше попрощались с сопровождавшим нас вездеходом, экипаж которого буквально влился в коллектив. Благодарим за предоставленное разрешение проехать и сопровождение и уходим на «дороги» общего пользования. Дальше зимник на Нарьян-Мар. Но у нас в планах заправка, обед и промежуточная ночевка.
Пока фотографировались на брошенных у обочины нартах, выяснилось — на одном из постов Женя потерял свой телефон. Связи нет, позвонить никуда не можем. Возвращаться до поста около двух часов. Решаем ехать в Харьягу.
Дорогой телефон искали все — мы связались с экипажем Трэкола, они уже связались по внутренней связи с постами, посты с нами. Телефон нашли и передали с попутным грузовиком. В итоге, часа через три телефон был доставлен на заправку в целости и сохранности.
Варандей 2016
Зимник на Нарьян-Мар через участок Лесотундры. Красивый, но короткий участок с лесом.
Духи побрезговали забрать модную заморскую игрушку, довольствуясь только нашими подношениями или в очередной раз показали свое расположение к нам. На Севере начинаешь во многое верить.
Один раз, не поделившись с Духами я лишился памятного для меня ножа. Стоило бы расстроиться, но нет — видимо, кому-то нашедшему он окажется более важен. Кто знает.
Ночевать встали на стоянке для грузовиков. В углу заметенный снегом стоял автобус ГАЗ или то, что от него осталось. Грустное зрелище и сразу в памяти всплыл фильм «В диких условиях». Естественно, тема была тут же воспроизведена на фотографии.
Варандей 2016
Старый автобус ГАЗ оказался прямо созданным для повторения автопортрета Кристофера Маккэндлесса, жившего и погибшего в старом автобусе на Аляске.
Новинкой для нас стало решение поэкспериментировать и отказаться на ночь включать «фен» Webasto. На улице около 10 градусов мороза и мы решаем испытать наши арктические спальники.
Спальники выдержали и внутри было очень комфортно. Правда утром я все же включил печку, чтобы вылезание из своих коконов не превратилось в утренние холодно-воздушные процедуры.

Нарьян-Мар: Центр Арктического Туризма

Зимник на Нарьян-Мар в худшем состоянии, чем ведомственные. Зато пейзажи постоянно меняются: лесотундра, реки и овраги, равнинная Тундра. Глаз не успевает замылиться, постоянно что-то происходит и постоянно выходим снимать видео или фотографировать.
Варандей 2016
Ледяной зимник через равнинную Тундру. Самое скучное окружение, но и оно способно удивлять жизнью и находками.
Варандей 2016
Около всех тяжелых подъёмов и спусков на зимниках стоит гусеничная техника для расчистки дороги и вытаскивания грузовиков в случае проблем.
Варандей 2016
Застрявший на расширении зимника на Нарьян-Мар трактор.
Параллельно зимнику строится федеральная дорога, которая по идее должна обеспечить круглогодичное автомобильное сообщение. Самое интересное, что на обочине зимника стоит застрявший трактор, правивший покрытие, и проезжающие мимо грузовики и трактора не спешат ему помочь — конкуренты со строящегося участка. При этом сами едут по той дороге, которую сделал этот самый застрявший. Не похоже на Север с его законом о взаимовыручке.
Женя пытается сагитировать всех на организацию спасательной экспедиции, но здравым умом понимаем — трактор сидит так прочно на мостах, что даже три полноприводных Соболя не смогут сдвинуть его с места. Тяжелой технике не помогает даже формула 6х6, какие уж тут Соболя. Можно покопать, но пока отснимем по свету видео и вернемся, то на спасение придёт уже другой трактор. Женя в очередной раз расстроен.
Варандей 2016
Под нартами в Тундре иногда хоронят людей, но, говорят, что при этом они должны быть перевернуты. В любом случае, эти целые и трогать мы их не стали.
Чуть дальше снова брошенные нарты. Эти целы и стоят так, словно их не забыли, а поставили на стоянку. Говорят, что так хоронят мертвых, но вроде должны переворачивать нарты. Трогать не стали. Сделали фотографию и отправились дальше. Сегодня цель доехать до города. В Ненецком округе это означает до Нарьян-Мара — единственного города на всей территории НАО. Кстати, название Нарьян-Мар переводится как Красный Город.
У дороги стоит одинокий олень. Диких оленей в этих местах нет и скорее всего бродяга отбился от стада. На вид сильный и здоровый. Устраиваем фотосессию, но как только подходим слишком близко олень дает понять, что играть он не намерен — бегает кругами поднимая снег и машет головой с нешуточными рогами. У этого есть шанс выжить даже одному, пока не найдут. В Нарьян-Маре сообщим о его местонахождении.
Варандей 2016
Центр Арктического Туризма в Нарьян-Маре. Исключительно рекомендую его для проживания в автопутешествиях.
Как только телефоны начинают звенеть на все голоса сообщениями понимаем, Нарьян-Мар уже близко и на этом наша часть маршрута почти закончена. Ночевок в машинах больше не будет, а нас уже ждут в Центре Арктического Туризма НАО. Жить будем там. С душем, кухней и каминным залом, где можно будет собраться и обсудить накопившееся.
В помещении Центра работает постоянная фотовыставка. Отличные фотографии Дениса Синякова, Николая Зиновьева, Сергея Доли и других фотографов. Приятно видеть имена друзей на подписях к фотографиям где-то на краю мира.
Варандей 2016
Памятник оленьим транспортным батальонам, действовавшим во время Великой Отечественной войны.

Пустозерск: город, которого нет

Два дня на культурное разграбление города Нарьян-Мар. В планах — посещение городского музея Пустозерска, краеведческого музея и самого Пустозерска. До несуществующего города планируем доехать на Соболях и это будет уже серьёзное испытание бездорожьем. В сопровождении пойдут снегоходы с пассажирскими прицепами для желающих сменить тип транспортного средства.
Пустозерск — древнейшее русское поселение на Печоре, — начал свое существование в 1499 году и являлся экономическим и административным центром всего края. Именно Пустозерск стал отправной точкой для освоения Крайнего Севера и записан в историю России как центр ссылки многих известных личностей.
Варандей 2016
Чем ближе к Пустозерску, тем больше Соболя начинают проваливаться. Уже не помогают ни мосты, ни большой дорожный просвет, ни полный привод. Под настом — глубокий снег, а наст не выдерживает вес автобуса.
Из Пустозерска уходили торговые суда по всему миру и отсюда после революции начала распространяться советская власть. Своё значение город начал терять уже при Петре I, закрывшем северные торговые пути через Пустозерск, и прекратил своё существование в 1960-х годах.
На месте города ничего нет. Новодельная церковь и трапезная, а также памятные знаки. Но Пустозерское городище является памятником архитектуры государственного значения и служит напоминанием человечеству, что все наши дела не вечны и как бы важны они ни были сейчас, завтра от них может не остаться и следа.
К Пустозерску ведёт зимняя дорога по льду протоки Городецкий Шар и озера Городецкого (Пустое озеро), давшего название Пустозерскому острогу через пос. Устье. Пустое озеро означает, что в нём нет рыбы. Не верится, но говорят, что так.
Варандей 2016
Здесь когда-то был острог Пустозерск — центр цивилизации региона и крупный торговый город. Теперь это пустота, археологические раскопки и история.
В феврале-марте по льду можно двигаться практически на любом автомобиле. Мы приехали слишком рано и вездеходы и снегоходы ещё не успели утрамбовать снег. Тяжелые Соболя начинают проламывать наст и проваливаться. В ход пошли лопаты, стропы и лебёдки.
В планах было испытать поведение Соболя с использованием цепей. Их надели только на машину экипажа Петра Груздева. Цепи не оправдали надежд в данных условиях — слишком сильно они вгрызались в наст и ломали его, сажая автомобиль на мосты.
В условиях льда и грязи цепи более эффективны, а для движения по насту и глубокому плотному снегу не годятся. Здесь важно давление на грунт, а значит размер и ширина колёс, а также давление воздуха в них.
Варандей 2016
Цепи для колёс при движении по насту приносят больше вреда чем пользы. Для их эффективного использования под снегом должна быть твердая поверхность, а мосты — не ложиться на твердый наст.
В очередной раз дизельный двигатель показал свою большую пригодность для движения по бездорожью. Бензиновым двигателям не хватало момента на низких оборотах и приходилось немного пробуксовывать там, где дизель мог выйти внатяг.
Однако, Соболя показали свою профпригодность для внедорожных путешествий. С оговоркой на размер, вес и ширину колеи, но мы помним главное правило путешественника — планировать маршрут исходя из возможностей автомобиля.
Внедорожный потенциал Соболя 4х4 позволяет делать то, что на первый взгляд кажется невыполнимым для большого автомобиля. Вспоминаем наши путешествия по пескам, а теперь Соболь прошел проверку и Севером. К внедорожным возможностям добавляем комфорт и универсальность. А возможность заказать полноприводную модель с дизельным двигателем вообще определяет будущее дальних автомобильных путешествий на отечественных автомобилях автобусной компоновки.
Варандей 2016
Способ спрятаться от ветра без автомобиля. Местные рассказывали, что иногда ночуют под волокушами, накрывшись ими и образовав закрытое от зверей и ветра пространство.
Про впечатления и подготовку автомобилей для экспедиции «Варандей 2016» отчитаюсь в ближайшее время. А пока основная группа копала снег, мы отправились на снегоходах к Пустозёрску, чтобы успеть вернуться на круглый стол с представителями администрации, бизнеса и прессы по вопросам сотрудничества в сфере развития туризма в НАО.
Вернувшись после круглого стола с Петром и прибывшей сменой экипажа нашего Соболя, узнали, что автомобили ещё на озере. Женя наконец дорвался до оффроуда и устраивал шоу для видеосъёмок, после которого снегом были забиты все места, включая подкапотное пространство. Но вышли на берег своим ходом, как всегда уставшие, но довольные.

В качестве эпилога

Для меня это первый выход на равнинную Тундру на автомобиле. До этого приходилось бывать только в командировках, но тогда автомобильные путешествия ещё не стали целью и образом жизни. Это был хороший опыт.
Я люблю Север во всех его проявлениях. Он всегда разный и здесь нельзя шутить. Но не надо его бояться, а стоит садиться на автомобиль и отправляться в путь. Как правильно подготовиться — мы всегда подскажем, от вас нужно лишь желание.
Варандей 2016
Этнический рассказ о жизни кочевых племён оленеводов в чумах.
Выход на маршрут на автомобилях ГАЗ Соболь 4х4 только подтверждает пропагандируемое OffRoadClub.Ru утверждение, что путешествовать надо на том, что есть у вас. Не надо отказывать себе, оправдываясь, что нет вездехода или другого монстра. Соболь — отличный выбор для комфортных путешествий семьёй с запасом внедорожных возможностей, превосходящих почти все иностранные аналоги. Но, — о машинах отдельно.
Север незаслуженно забыт широким кругом путешественников. Конечно, я буду огорчаться, встречая на маршрутах толпы туристов, как в других избитых местах, но будет слишком эгоистично не звать вас открывать для себя Север. Это уникальные места, в которых просто надо побывать и зимой, и летом.
Спасибо руководителю экспедиции Петру Груздеву за организацию, Павлу Ерасову и Группе ГАЗ за приглашение принять участие в экспедиции и всем участникам за отличную компанию и хорошее настроение. Экспедиция ещё в пути, поэтому удачи тем, кто сейчас идет по «Соболиному маршруту».
Варандей 2016
Красивейшие закаты равнинной Тундры. Когда на горизонте красный закат, а над головой уже звезды, это нельзя передать словами и фото.
И, конечно, следите за путешествиями серии «Северный Маршрут», где мы передвигаемся в «гражданском» режиме, планируя маршруты, пригодные для движения практически на любом виде транспорта. И уже в феврале мы, возможно, порадуем вас новыми открытиями. Не пропустите!
Фото автора
5
Россия, Москва
стаж в офф-роуде:  
ВИДЕО
0@http://www.youtube.com/watch?v=kvJj2pbFvgc
ФОТО

Записать в LiveJournal Поделиться ВКонтакте

КОММЕНТАРИИ (4)
Россия, Одинцово
Баллы
0
насыщенно прокатились. Проникся к однообъемникам?
Написал 01.02.2016 | 23:19:46
 
Россия, Москва
Баллы
0
Да, в этом есть определенный плюс. Я думаю, что когда у меня будет Соболь, мы с тобой вдвоем на нем куда-нить прокатимся. Почувствуешь разницу. Нереально разные вещи Карго - Патриот - Соболь. Хочется все! )))
alekseyklimov
01.02.2016 | 23:19:46
насыщенно прокатились. Проникся к однообъемникам?

Написал 01.02.2016 | 23:22:26
 
Денис
Баллы
0
Машины
А где можно почитать о подготовке (или правильнее спросить: "переделке") машин для этой экспедиции и о том, как они себя показали?
Написал 04.02.2016 | 16:56:43
 
Россия, Москва
Баллы
0
Надеюсь, что сейчас закончу писать и завтра опубликуем материал о подготовке. Будет интересное про обвес. По опыту нашли камни преткновения.
Денис
Машины
04.02.2016 | 16:56:43
А где можно почитать о подготовке (или правильнее спросить: "переделке") машин для этой экспедиции и о том, как они себя показали?

Написал 04.02.2016 | 17:28:51
 
 
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Имя *
E-mail
 
Оставьте адрес, если хотите получать еженедельную рассылку
Тема
Мнение *
Я хочу получать E-Mail о новых комментариях к этому материалу
Я прочитал и обязуюсь соблюдать правила сайта *
Введите текст, мы хотим удостовериться, что вы не робот
Обновить капчу
Готово
Зарегистируйтесь,
чтобы каждый раз не вводить цифры


КАТАЛОГ
 
Наши города
Выбор редакции
УАЗ Байкал 2020
Одним из подтверждений живучести «ядерной легенды» советского автопрома стал запуск «официального» кемпера на базе УАЗ СГР. Доработка автомобиля осуществляется компанией Люкс Форм.
УАЗ Буханка 2018, Тюнинг-Центр 4х4
Основной изюминкой очередного проекта Тюнинг-Центра 4х4 стали шины низкого давления АвтоРос, которые отличаются своими внедорожными характеристиками и не обламывают возможность проехать по асфальту.
В начало страницы

Партнерская ссылка
О проекте

Условия использования

Карта сайта
Размещение рекламы

Связь с редакцией

Нашли ошибку?
© 2009-2024, off-road-club.ru
Создание сайта off-road-club.ru

Регистрация СМИ
Эл ФС77-62706