рейтинг
3
Добавлено 21.01.11
По Антарктиде на Toyota HiluxПо Антарктиде на Toyota Hilux: всего 50 литров керосина на 100 км!10.11.10 - 05.12.10
|
экстремальная экспедиция
Антарктида
|
Сложность маршрута: жесткое бездорожье
Количество дней: месяц
Связка городов: Ново – Южный Полюс – Ново
Машины: Четыре Toyota Hilux
Участники: 8 человек
Toyota Hilux стала первым автомобилем, побывавшем на обоих полюсах Земли. Экспедиция на Северный полюс была организована в 2007 году телевизионным шоу Top Gear. Тогда Джереми Кларксон, Ричард Хаммонд и Джеймс Мэй проехали на двух пикапах Toyota Hilux (а также на собачьих упряжках) по арктическим льдам и успешно достигли самой северной точки планеты.
Условия
Экспедиция к Южному полюсу состоялась в ноябре-декабре 2010 года и завершилась также успешно, но сравнивать эти две поездки достаточно сложно. Если телеведущие проехали около 600 км (достигнув лишь магнитного полюса – он на 1300 км южнее, чем географический), то участники антарктической экспедиции — свыше 4600 км. При этом, хоть погоду в Арктике и сложно назвать курортной, с условиями Антарктиды сравнить ее нельзя.
Во время этого летнего путешествия минимальная температура доходила до –56ºС, а средняя составляла около –40ºС. Высота поверхности льда, по которой передвигались машины, достигала 3400 м над уровнем моря – а это значит, что воздух был не только очень холодный, но и весьма разреженный.
Покрытие, по которому пикапы проехали несколько тысяч километров, – снег, лед, снежные завалы, заносы, трещины во льду. Как же машины перенесли такие условия?
Внедорожники
Для путешествия к Южному полюсу «Хайлаксы» были взяты с конвейера южноафриканского завода Toyota, а готовила их компания Arctic Trucks – та же, что помогала делать пикапы для экспедиции Top Gear.
«Пляшут» во внедорожном тюнинге, как известно, от колес. Для Арктики подошли 38-дюймовые «катки», для Антарктики решено было взять резину покруче – 44-дюймовые зимние шипованные покрышки на дисках собственного изготовления. Давление поддерживалось на уровне 1,4 атм вместо стандартных 2,0 для Hilux, т.е. речь идет не о пневматиках, а просто об очень больших колесах.
Разумеется, под них были сделаны расширители арок соответствующего размера, бодилифт, и переделана подвеска. Какие именно подобраны стойки, пружины и рессоры – не сообщается, но они не только справились с сильно увеличившимися неподрессоренными массами, но и позволили перегружать машину в 2,5 раза, т.е. вместо паспортных 1000 кг на пикапы грузили по 2500.
Кроме того, каждый пикап тащил за собой прицеп – одноосный, на аналогичных колесах, также изготовленный Arctic Trucks. На прицепы грузили по 2 т топлива, снаряжения и продовольствия. Чтобы двигателю было легче справляться с дикими нагрузками, были изменены передаточные отношения шестерен в трансмиссии.
Разумеется, все машины были утеплены, были установлены подогреватели Webasto для двигателя и салона, дополнительные аккумуляторы, дополнительные топливные баки по 210 л, навигационное оборудование, рации, спутниковые телефоны и т.д. В наличии и обязательные для уважающегося себя пикапа атрибуты: и защита днища, и трубы «по кругу», и лебедки, и экспедиционные багажники с сэнд-траками, хай-джеками, «буратинами» и т.д.
Шноркели по понятным причинам отсутствуют, зато установлен другой интересный аксессуар – передняя рама-кенгурятник, которая с надставкой специальных удлинителей служит стрелой-опорой для лебедки и позволяет пикапу поработать подъемным краном.
Особая гордость «Тойоты», которая служит центральной темой пресс-релизов, рассказывающих об экспедиции, – стандартные двигатели автомобилей. Трехлитровые турбодизели D4-D (126 л.с., 360 Нм) работали на зимней солярке, разбавленной авиационным керосином Jet 1A со специальными смазывающими присадками.
Задачи
В экспедиции приняли участие четыре «Хайлакса». Выполняли они сразу несколько задач. Так, пикапы послужили машинами поддержки для участников экстремальной 777-километровой лыжной гонки Amundsen Omega3 South Pole в память первооткрывателей Южного полюса — Руаля Амундсена и Роберта Скотта (Норвежец Амундсен первым достиг Южного полюса в 1911 году. Англичанин Скотт достиг полюса лишь спустя месяц и на обратном пути погиб вместе со своими спутниками).
Гонка повторяла маршруты знаменитых полярников. Другая задача – научного характера: изучение химического состава снега, ледниковых ландшафтов и почвы, скрытой подо льдом. Этим занимались ученые из индийского Национального центра исследований Антарктики и океана NCAOR.
Характерно, что кроме автомобилей участники экспедиции пользовались снегоходами и гусеничными вездеходами. Одним из выводов стало то, что автомобили могут нести больше груза, при этом они быстрее и намного экономичнее. «Хайлаксы» расходовали примерно по 50 л топлива на 100 км пути, а это примерно в пять раз меньше, чем у гусеничных машин!
Да-да, расход в 50 л солярки на сотню в Антарктиде считается отличным результатом. И это при том, что паспортные цифры для Toyota Hilux 3,0 – 11,8 л на 100 км в городском цикле. Как же стандартный двигатель сжигает такое количество топлива? Во-первых, огромные колеса, короткая пара, постоянная езда на пониженной передаче и сильный перегруз кузова, багажника и прицепа явно не способствуют уменьшению расхода.
Во-вторых, разбавленное керосином дизтопливо «уходит» быстрее, чем чистая солярка. И, наконец, главное – всё время экспедиции двигатели, как и положено, не глушились, в том числе во время ночевок. Благодаря этому норвежцы (а участвовали в поездке в основном именно норвежцы) не имели никаких проблем с мотором и его холодным пуском. Проблем у полярников хватало и без этого.
Засады
Одна из главных «засад» для антарктических путешественников – это ледовые трещины, шириной в несколько метров, закрытые плотным слоем фирна (слежавшегося снега). Визуально они незаметны и легко могут стать могилой для любого транспорта и его пассажиров – в истории покорения Антарктиды это случалось не раз.
Для того чтобы избежать такой опасности, экспедиционные пикапы были снабжены эхолотами. В особо опасных участках головная машина толкала перед собой запаску на длинном шесте, на которой и находился ультразвуковой сонар. К счастью, обошлось без потерь.
Зато проблемой стала авария одной из машин – при преодолении ледовых торосов был оторван задний мост и разрушен редуктор. Запасного моста у экспедиции с собой не было, но выход был найден: в качестве моста была использована ось одного из прицепов (благо, на ней были аналогичные ступицы и колеса). Экспедиция лишилась одного прицепа, а пострадавший Hilux заднего привода, но даже с одной только передней ведущей осью автомобиль смог успешно закончить маршрут.
В любой моторизованной антарктической экспедиции 75% груза составляет топливо для транспорта. Надо сказать, что доставка топлива в Антарктиду – само по себе приключение, в результате которого один литр бензина или солярки стоит до $70. В случае «Хайлаксов» топлива, как уже было сказано, уходило намного меньше, чем в случае любого другого транспорта. Но 4600 км при расходе в 50 л на сотню – это все равно добрых 10 т топлива на четыре машины.
К счастью, пикапы были избавлены от необходимости загружать бочками с соляркой все свои багажники – перевозимый запас топлива составлял лишь 1300 л на каждую машину. Остальное горючее было сброшено группой поддержки с самолета примерно на первой трети маршрута. С помощью лебедок полярники собрали разбросанные бочки и соорудили из них временный склад, часть которого была оставлена для обратной дороги.
Что дальше?
Пиар Toyota удался сполна – пикапы Hilux побывали на обоих полюсах, покорили вулкан Эйяфьятлайокудль и множество других мест, интересных с точки зрения рекламы. Как результат подобной активности «Хайлакс» стал самой продаваемой моделью корпорации за всю ее историю после малолитражки Corolla. Сейчас пикап продается в 160 государствах мира и еще одной страной не так давно стала Россия, где минимальная цена на Hilux составляет 985 тыс. руб.
А какова цена тех «Хайлаксов», что достигли полюса? Чукотским водителям, которые ежедневно возят людей или продукты при температурах ниже минус 40 градусов на стареньких КамАЗах или ЛиАЗах, с утепленными войлоком капотами и закрытыми фанерками радиаторами, будет интересно узнать стоимость подготовки пикапов в исландской тюнинг-фирме. Официально она не оглашается, но только одно 44-дюймовое зимнее колесо стоит примерно $4000. По некоторым данным, общая цена Toyota Hilux подготовки Arctic Trucks составляет ориентировочно $160 000.
ВИДЕО
ФОТО
Tweet | В Мой Мир |
КОММЕНТАРИИ (1)